Одна из труднорешаемых постсоветской истории нашего государства была, есть и, наверно, еще долго будет проблема отплаты жилищно-коммунальных услуг. Нет никаких сомнений, что данный предмет внимания имеет социальный характер и не может быть решён одноментно. Но, тем не менее, ранее предпринимаемые шаги со стороны государства, не были более или менее эффективными.
Анализ публикаций по данной проблеме, позволяет сделать вывод, что жилищно-коммунальное хозяйство — одна из самых крупных отраслей экономики России. На долю ЖКХ приходится около четверти основных фондов страны, коммунальная энергетика потребляет более 20% электроэнергии и около 45% тепловой энергии. К числу наиболее важных составляющих ЖКХ следует отнести содержание и эксплуатацию жилищного фонда, водоснабжение и водоотведение, тепло- и электроснабжение, санитарную очистку городов, дорожно-мостовое хозяйство, благоустройство и содержание территорий населенных мест.
Кроме того, по официальным оценкам, годовой нормативный показатель объема капитального ремонта должен составлять 4-5%. В действительности этот показатель не превышает 0,4%, что обусловливает обветшание жилищного фонда. Содержание ветхого и аварийного жилья обходится в 2-3 раза дороже.
Помимо того, не лучшее положение в системах тепло- и водоснабжения, где износ составляет более 60%. При этом до 25% фондов отслужила свой срок. В связи с этим высокий уровень аварийности, возросшая за последние десять лет в пять раз и составляющая 70 случаев в год на 100 км. в сетях водопровода и 200 км. в тепловых сетях.
В довершение всего, ещё огромны потери воды из-за утечек на трубопроводах и тепла вследствие ненадлежащего обслуживания сетей управляющими компаниями, а также или неудовлетворительным состоянием теплоизоляции. Вполне очевидно, что отрасль не может быть успешной без применения новых методов эксплуатации и более совершенных технологий, использования современных машин, механизмов, приборов и средств управления.
Президент Путин В.В. неоднократно обращал внимание органов власти на необходимость реформ ЖКХ. При этом надо отметить, что на протяжении, наверно, лет десяти не меньше, меры Правительством, если не применяются, но, во всяком случае, они (идеи) провозглашаются. Так, например, уже набили оскомину, постоянно звучащие заявления: жилищно-коммунальное хозяйство срочно нуждается: в повышении уровня теплоснабжения, в более эффективном решении вопросов, связанных со сбором и переработки мусора и бытовых отходов, дальнейшее снижение экологической безопасности, переработка нормативной базы.
Со всем этим невозможно не согласиться, что весь вопрос заключается в том – когда всё произойдёт. Ведь для рядового обывателя, живущего на грани или за чертой бедности (таковых согласно данным последней государственной статистики 2015 года, набирается 22 миллиона граждан), отдающего около одной трети своих доходов за коммунальные услуги, данная проблема, особенно сейчас, когда всё дорожает, носит архисложный характер. При этом отметим, что государство оказывает финансовую помощь данной категории лиц в виде субсидий. Только такая помощь не соизмерима с ростом цен на всё и вся.
В этой связи обнадеживает высказывание Президента на совещании по подведение итогов работы Правительства за 2015 год, о том, что необходимо провести работу о предоставлении адресной финансовой помощи малоимущим гражданам. Иными словами, необходимо достичь того, чтобы помощь была более действенной, и получали её те, которым она необходима. Но решение данной проблемы предполагает проведение большого объема работы, прежде всего, органами социальной защиты. Здесь, как мне представляется, необходимо увеличить субсидии, как минимум, в два раза, категории граждан, доходы, которых составляют менее десяти тысяч на человека. Это неполные семьи, инвалиды, у которых пенсия менее девяти тысяч, одиноко проживающие пенсионеры, дети-сироты и др.
Кроме того надо, в конце концов, разобраться с неплательщиками за жилье. Здесь, по нашему мнению следовало бы уже давно применять технологию индивидуального отключения квартир злостных должников от ресурсов обеспечения электроэнергии, теплоснабжения и других коммунальных услуг. При этом, чтобы остальные жильцы многоквартирного дома не страдали.
Дополнительно к этому нужен правовой механизм принудительного переселения таких жильцов в менее комфортное жилье. Например, в комнаты с подселением или в неблагоустроенные дома, где все удобства отдельно во дворе. Понятно, что здесь необдуманные, волюнтаристские методы, в принципе, не допустимы. Здесь необходим комплексный подход, который должен предполагать адаптационные механизмы, позволяющие переселенным гражданам обеспечить усвоение образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, в новых социальных условиях. По нашему мнению, данный подход можно считать вполне себе справедливым, но, сколько можно законопослушным гражданам оплачивать расходы за тех, кто не хочет платить за то, чем пользуется.
К тому же настало время пересмотреть тарифные показатели оплаты за жилье, с учётом процента изношенности многоквартирных домов. Сейчас, практически повсеместно, наблюдается такая картина, когда жильцы одинаково оплачивают дома, которые построены сразу после второй мировой войны или того раньше, наравне с теми современными домами, выстроенными по современным технологиям. Спрашивается, где справедливость? Но, ответа на вопрос никто не даст, а хотелось бы, чтобы данный вопрос был как-то урегулирован.
В этой связи остается, на мой взгляд, значимый вопрос в проблеме жилищно-коммунального хозяйства – фактический износ домов, который ни коем образом, ни собирается решаться, во всяком случае, в обозримом будущем. Я имею в виду, так называемые «хрущёвки» и деревянные дома, которые строились как временное жильё в период великих сибирских стоек. Строго говоря, данная проблема успешно решается в Москве. Там к данной проблеме имеет место быть радикальный подход – там эти дома просто сносят. Слава богу, финансовые ресурсы такое позволяют. Но, Москва – есть Москва, там во все времена люди жили значительно лучше, в сравнении с остальной частью населения нашей страны.
Между тем, построенные в шестидесятых годах, «хрущёвки» представляют собой скромные малометражные (от одной до четырех комнат) квартиры без всяких изысков, с совмещённым санузлом (от 2,5 — до 3м), очень маленькой кухней (от 4 — до 5м), мизерной прихожей, узким коридорчиком неудобной конфигурации и низкими потолками (2,48м). Кроме этого такие жилые помещения отличаются плохой тепло- и звукоизоляцией (особенно, если объект возведен из панелей). Зимой в таких квартирах холодно, а летом очень жарко и душно, да и практически вся личная жизнь, благодаря тонким перегородкам, с удовольствием обсуждается всеми соседями. При этом площадь общей комнаты обычно не превышает 14 кв. м, а спальни – 8 квадратов. Также чаще всего планировка квартир включает в себя смежные комнаты. Жилая площадь однокомнатной квартиры в «хрущёвке» составляет 16 кв. м., двухкомнатной -22 квадрата, трёхкомнатной — 30 кв. м. и четырехкомнатной – 40 квадратов.
Исходя из своего личного жизненного опыта, могу констатировать, что сегодня жить в домах, построенных в 50х —70х годах прошлого столетия, как бы мягче выразиться, сложновато, что ли.
Так, из-за изношенности теплосистемы, в доме нередко прорывает трубы, которые меняют лишь кусками, поскольку управляющая компания не имеет средств. Практически убита канализационная система, при этом она относится к общедомовому имуществу. Но, чтобы до неё «сердешной» добраться, как правило, приходится ломать стены в туалете или ванной. Конечно, в таких ситуациях, заложниками становятся собственники квартир. Вне всякого сомнения, можно «попадаться», но, увы, общественный интерес не на стороне собственника, потому что в подъезде неприятный запах. Получается без вины виноватый. Выход простой – допустить слесарей в свою квартиру. Они разломают стену и попутно натащат грязи из подвала, наваляют мусора от раздолбанной стены, заменят трубу за деньги того же собственника квартиры и благополучно удаляться восвояси. При этом нанесённый ущерб личному имуществу собственника в расчет не принимается. Хотя, в нормативных документах определено, что расходы по содержанию общедомового имущества должна нести управляющая жилкомпания, но, к сожалению, она не имеет денег.
В довершении ко всему, сейчас нужно оплачивать расходы по капремонту, только этот капитальный ремонт, для нас пенсионеров, наступит лишь в обозримом будущем. Так применительно к нашему дому, очередь наступит в 2041 году, только доживём до этого времени – вопрос! Возможно, и дом могут снести. Короче как в известной поговорке: «Либо падишах помрет, либо ишак сдохнет». Ну, а мы пока будем жить, надеется и верить, что реформы всё-таки буду реализованы.