На взгляд обывателя

Власть есть борьба.
Еврипид

Социально-биологическая природа человека устроена таким образом, что основополагающей составляющей его жизнедеятельности, является забота о благосостоянии его самого, а также родных и близких ему людей. Иначе говоря, каждый здравомыслящий человек настроен на формирование и улучшение качества жизни.

Качество жизни как, общества в целом так, и отдельно взятого человека определяется двумя основными условиями: наличием мотивировонанности самого человека – субъективный фактор и наличием целевой государственной политики, направленной на улучшение качества жизни всех социальных слоев общества – объективный фактор.

Необходимо отметить, что со стороны государства сейчас делаются достаточно весомые и конкретные шаги, в области социальной политики.         Так сразу после инаугурации Владимир Путин стал подписывать указы, определяющие государственную политику во всех сферах. Результаты работы правительства Медведева россияне должны почувствовать на себе:            к 2016 году забыть про очереди в детсады, а к 2018-му стать богаче в полтора раза. Подразумевается, что прибавку к реальной зарплате не съест инфляция.

Отдельными указами Путин позаботился о демографии, ЖКХ, межнациональном согласии, модернизации оборонной промышленности, совершенствовании военной службы, социального обслуживания населения, а также здравоохранения и науки. То есть, это сборник предвыборных обещаний Владимира Путина, изложенных в его программных статьях и на совещаниях, а также предложения Дмитрия Медведева в рамках открытого правительства.

Основной документ — указ о долгосрочной государственной экономической политике. Правительство должно будет обеспечить обещанные В.В. Путиным  25 млн. современных рабочих мест (к 2020 году). За шесть лет производительность труда должна вырасти в полтора раза, а объем инвестиций — до 27% ВВП.

Следовательно, вновь назначенному Главе правительства Д.А. Медведеву предстоит совершить то, о чем только говорили в правительстве Путина, — перейти на программный метод верстки бюджета. До конца года должны быть утверждены основные программы: «Здравоохранение», «Образование», «Культура», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий», «Развитие транспортной системы». Через год — все остальные.

Таким образом, уже к 2016 году правительство должно обеспечить выход государства из капитала компаний не сырьевого сектора, за исключением оборонки и естественных монополий. А управление такими гигантами, как Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация и «Ростехнологии», Белый дом должен усовершенствовать с целью «завоевания передовых позиций в отдельных сегментах мировых рынков».

И, наконец, правительству Медведева Д.А. предстоит свершить почти невозможное в улучшении делового климата. За шесть лет Россия должна подняться со 120-го на 20-е место в рейтинге Всемирного банка. Это означает почти революцию в госрегулировании строительного сектора, подключения к сетям, налоговом и таможенном администрировании. Чтобы продвинуться к заветной цели, федеральному центру предстоит перенастроить работу губернаторского корпуса, а также обеспечить независимость судов.

Исходя из сказанного, можно сказать о том, что представленные поручения можно считать планом, суммирующим наработки президента и премьера за последние месяцы.

Здесь необходимо отметить, что впервые за всю отечественную историю, Президентом обозначены конкретные сроки получения результатов намеченных мер. Данные меры условно разделить по трём направлениям:  социальное (указы о государственной социальной политике, жилье и ЖКХ, здравоохранении, образовании и науке, демографии, межнациональном согласии, государственном правлении); экономическое (о долгосрочной государственной экономической политике);  военное (о совершенствовании военной службы, ВПК и внешнеполитического курса).

Не вызывает сомнений, что все эти намеченные пункты будут реализовываться, вот только меня, как рядового обывателя беспокоит механизм реализации намеченного. Давайте начнем с экономического блока.

Вызывает беспокойство, насколько наша экономика будет привлекательна для иностранных инвесторов. Не завязнут вопросы по размещению капитала в различных уточнениях и согласованиях, а также, не захотят ли недобросовестные чиновники «прикарманить себе денюжки». Ведь соблазн остается великим.

Кроме того, даже, если будут созданы условия оказания государственных электронных услуг, все равно найдется «косой десяток причин, чтобы где-то, что-то не работало: то компьютер «зависнет», то программа станет давать сбои, да мало ли ёще чего наберётся. А кто виноват, не разберешься – вот и будут «хождения по мукам».

Для предпринимателей малого и среднего бизнеса сейчас создаются определённые условия, в частности оказывается поддержка в получении необходимых финансовых средств, открыты школы начинающих предпринимателей – это хорошо. Но, количество согласований осталось прежним, а там нормативная база санитарного, пожарного и прочих надзоров такая жёсткая, столько инструкций, что выполнить их порой просто не реально.

Вызывают определённые беспокойства с точки зрения реализации указы В.В. Путина указы о государственной социальной политике, жилье и ЖКХ, здравоохранении, образовании и науке, демографии, межнациональном согласии, государственном правлении.

С точки зрения законодательной техники данные указы особых возражений не вызывают. Однако, как у нас очень часто бывает, пока нормативный документ начнет выполняться, проходит немало времени. Вот давайте посмотрим на примере жилищно-коммунального хозяйства. Уже немало «воды утекло», когда принято решение о переходе на энергосберегающие технологии, в частности экономные лампочки. Дело нужное и нормативная база имеет место быть, но нет хранилищ для этих самых умных лампочек,  которые ёще имеют свойства, кроме экономичности, быть еще и ядовитыми.

Много вопросов с управляющими компаниями и товариществами собственников жилья, конечно, дело тут двигается. Так уже поступают вместе с квитанциями за квартплату и подробные расшифровки цен за оказанные услуги. Иначе говоря, понятно за какие услуги, и по каким тарифам происходит оплата. Но не очень понятно с установлениями индивидуальных счетчиков для расхода горячей и холодной воды, когда еще далеко не у всех домов, особенно старой постройки, установлены общедомовые счетчики, где проживает наиболее незащищённая часть населения. Кроме того, не очень понятно как учитывать расход горячей воды, в тех домах, где отопления подается «по принципу, так называемой обратки». То есть, чтобы у тебя в квартире побежала горячая вода из крана, надо подождать пока пройдет холодная, а это, если соседей нет, происходит не так быстро, и сколько выльется воды зря не известно. Получается, что придется платить за воду, которой не пользовался. Ну, и совсем не понятно, как и кто будет платить за общедомовые долги?

Много снято вопросов в здравоохранении, туда и денег много посылают и строят прилично всевозможных медицинских центров разного профиля, в некоторых Субъектах имеются специальные программы по привлечению врачей в сельскую местность. В медучреждениях обновляется диагностическая аппаратура, осуществляются косметические ремонты помещений больниц. Но остаются проблемы с кадрами, что способствует наличию больших очередей в поликлиниках. Низкими темпами развиваются электронные услуги, много времени у врачей занимает писанина по заполнению необходимых документов, при этом у большинства докторов почерк малопонятный или вообще  неразборчивый.

Продолжает оставаться острой проблема с обслуживанием инвалидов и престарелых. Здесь широкий спектр проблем с точки зрения их адаптации к социальным реалиям. Справедливости ради необходимо отметить, что значительная работа в этом направлении проделана. Так практически решен вопрос с социальными выплатами, хотя, строго говоря, их не очень хватает, продвигается вопросы, связанные с получением протезов и инвалидных колясок, но качество ещё значительно уступает зарубежным аналогам. Однако, несмотря на принимаемые меры, острым остаются проблемы с пандусами, которых практически нет, разве только в административных зданиях, да, и то, далеко не у всех. Ну, что касается специальных дорожек на пешеходных тротуарах, об этом говорить не приходится.

Гора не разрешенных вопросов с престарелыми — инвалидами, которые не могут обходиться без посторонней помощи. Даже, при наличии ухаживающего человека, престарелому инвалиду, мягко выражаясь, сложно выйти на прогулку около дома, чтобы подышать свежим воздухом. В узкие двери и лестничные пролёты с отечественными колясками просто «не вписаться». При этом значительная часть данной категории лиц проживает выше первого этажа, а иногда и на последних этажах многоквартирных домов.

В отношении одиноко проживающих пенсионеров в ряде регионов существуют специальная программа по оказанию помощи в проведении косметического ремонта квартир. Однако, чтобы получить такую услугу, необходимо совершить такой пробег за справками и согласованиями, что у родственников, которые ухаживают за своими родными, которые только сидят или лежат, пропадает желание этим заниматься. Очень трудный и нервный путь: надо пригласить представителя управляющей компании, чтобы составить акт о необходимости проведения такого ремонта, дождаться утверждения данного акта. Потом надо пригласить нотариуса, чтобы владелец или квартиросъемщик заверил заявление, после чего все необходимо представить в орган социальной защиты. Там представленные документы рассмотрят в течение трех месяцев, в этот период надо встретить представителя специалиста соцзащиты для проверки объема работ, которые заложены в акте жилищной управляющей компании или ТСЖ. При этом возможны варианты несеголассия с данными акта в сторону уменьшения объемов.

При рассмотрении жизнедеятельности данной категории лиц, уместно затронуть вопрос об их трудоустройстве. Тем более это затронул Президент, он в частности отметил, что инвалидов необходимо трудоустраивать, тем более, что они сами этого желают. Но, насколько эффективны будут рычаги решения данной проблемы, не очень понятно. Строго говоря, в этом направлении много конструктивных предложений. Но, и их реализация, как впрочем, у нас все остальное, продвигается очень медленно. Примеры их успешного трудоустройства, носят штучный характер, а когда трудоустройство инвалидов всех категорий будет в порядке вещей, думаю, что нескоро.

На много успешней решаются проблемы с демографией, об этом свидетельствуют статистические данные о рождаемости — это объективный показатель. Законодатель и Правительство достаточно оперативно реагируют на вызовы, связанные с трудностями женщин: появились более широкие возможности использования материнского капитала, выделяются бесплатно многодетным семьям земельные участки,  развивается система по расширению мест в детских садах, что существенно сокращает очередь. Но, к сожалению, этого пока недостаточно. Как показывает статистика, количество дошкольных образовательных учреждений необходимо увеличить в разы. Главное сейчас не уменьшать темп их строительства и продолжать искать возможности открытия частных детских садиков.

Рассуждая о проблемах образования и науки, с точки зрения рядового обывателя, необходимо подчеркнуть ряд положительных аспектов. Так наметилась определённая положительная тенденция в дошкольном образовании: много новостных интересных развивающих программ для детишек. При этом стараются не забывать детей с определёнными патологиями их стараются адаптировать для полноценного развития в нормальной социальной среде. Строительство образовательных учреждений предполагает реализацию новых образовательных стандартов, учитывая и необходимость получения также дополнительного образования детей. Но есть ещё проблемы, связанные с безопасностью образовательных учреждений.

Несколько изменился подход к профессиональному образованию, с учетом того, что рынок труда нуждается в пополнении специалистами начального профессионального образования. В профтехучилищах появляется современное оборудование, которое дает возможность готовить специалистов, востребованных рынком труда. В обществе создается позитивный имидж рабочих специальностей на производствах.

Неоднозначно обстоят дела в вопросах получения высшего профобразования. С одной стороны высших учебных заведений расплодилось с избытком, учитывая демографическую яму, которая берёт свое начало с лихих 90х годов прошлого столетия и, беря во внимание коммерческие частные ВУЗы, можно смело сказать, что на одного абитуриента, сейчас приходится «косой десяток» университетов, академий и институтов. В таких рыночных отношениях учебные заведения борются не за качество образования, а за студентов, чтобы как-то их доучить. Кроме того, несмотря на потребности рынка труда, невостребованные специальности, такие как, юрист и экономист продолжают оставаться у абитуриентов популярными, а инженерные специальности пока не очень. Правда, сейчас стали более привлекательными инженерные специальности нефтегазового комплекса.

Относительно науки можно сказать, что внимание уделяется, об этом говорит открытие научного центра  «Сколково», где решение проблемы проходит на основе системно – комплексного подхода, но пока еще до окончательного решения вопроса пройдет еще достаточно много времени. Хотелось — бы, чтобы сейчас изобретения наших ученых не пылились в учебных лабораториях, а быстрее внедрялись в производство и давали практическую отдачу. Ведь, сейчас есть и бизнес-инкубаторы и постоянно проводятся ярмарки, где все эти достижения и оборудование демонстрируется, но дело продвигается не очень быстро.

Достаточно успешно решаются вопросы реформирования вооруженных сил, как выразился Д.А. Медведев «придания вооруженным силам нового современного облика», правда, проблемы остаются, но они еще представляют значительную опасность потому, что ведут к человеческим жертвам, то на учениях, то взрываются склады с боеприпасами.

Остро стоит вопрос о национальном согласии, конечно, урегулирование такой сложной и многоаспектный социальной проблемы – это дело не одного месяца и даже года, но решать обязательно надо, такой сложный вопрос должен решаться последовательно, здесь должны быть задействованы все институты не только власти, но и общества.

Конечно, в рамках одной статьи невозможно объемно и глубоко рассмотреть весь спектр социальных проблем, которые необходимо решать представительной и исполнительной власти на всех уровнях, да, я и не ставил перед  собой такой цели.  Как мне представляется, с точки зрения рядового обывателя, указанные выше проблемы волнуют наибольшую часть  граждан нашей страны, поэтому должны быть приоритетными у «власть предержащих». Я уверен, что, от этого все властные структуры будут больше иметь доверия со стороны граждан.

Вполне очевидно, что власть,  какой – бы она не была хорошей, всегда будет подвергаться критике, мы живём, слова Богу, в демократическом государстве, а в таком государстве присутствует плюрализм мнений. Иное дело, что у одних не получается высказать, а  других хватает терпения слушать или нет желания понять, что сейчас, в определённой мере, собственно имеет место быть.

В связи с этим обновлённое Правительство, которое будет сформировано должно, с учетом возможностей, а способности должны быть, найти наиболее оптимальные варианты решений, которые устраивали большую часть социальных групп. Говоря образно должно быть так: «в одном общественном пространстве собралось большое количество представителей социальных групп. Одни говорят, что жарко и нужно отрыть окно. Другие говорят, что холодно и нужно закрыть двери. Остальные говорят, что не очень холодно и не жарко, не надо просто отрывать окно, а надо открыть форточку. В этой ситуации Правительство должно найти такой микроклимат, чтобы все были довольны.

 


Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *