Контроль, как объективный государственный фактор

Любое государство без относительности к тому, какая экономика; политический режим; социальное обустройство; форма правления; политический режим; системы властей, не может обойтись без контролирующей функции. Данная функция, с учётом этих параметров, предполагает цель, а также посредством каких задач данный замысел будет достигнут.

Между тем, мы поколение, рождённое в советской стране в середине прошлого столетия, с раннего детства получало знания, что нам очень повезло. Ведь, наша страна советов – это самое справедливое государство, где всё лучшее достается детям. Причём на достижение данной цели нацелена государственная деятельность на достижение беспристрастности. В то время, все капиталистические страны, свои контрольные функции обеспечивают, эксплуатацию человека человеком. Так, вспоминая социалистическое время, необходимо отметить, что согласно, реалиям, контролирующая функция была не только государственной, но и партийной, которая была выше общегосударственной. Потому, что КПСС была руководящей и направляющей силой развития советского общества. Кстати данный тезис был закреплён в Конституции СССР 1977 года. Вспоминая то время, отмечу, что при ЦК КПСС существовал Комитет партийного контроля. Так, мысленно погружаясь в свои воспоминания, воскрешаю в памяти Пельше Арвида Яновича и его сменщика Соломенцева Михаила Сергеевича. При этом деятельность данного контролирующего органа была мало известна широкой общественности кое, что просачивалось через агентство «Одна бабка сказала» или «Из разговора в автобусе». В то время такие новости поступали от москвичей и распространялись по всей стране. Во всяком случае, у нас в Сибири. При этом круг вопросов, которыми занимался аппарат партийного контроля, был весьма пикантным, в том плане, что члены КПСС должны быть объектами для подражания для всех советских людей. Особенно в морально-этическом плане. Но такое возможно только в теории, а реальность была несколько иной. Ведь вполне очевидно, что мы все не без греха. Поэтому партконтроль занимался разборками оступившихся товарищей – это пьяницы и ловеласы. Здесь надо отметить, что меры юридической ответственности к ним практически не применялись, всё обходилось обсуждениями и наложениями партийных взысканий, типа выговора с занесением в учетную карточку, а если нарушитель начальник отдела или выше, то его переводили на другую работу, не связанную со структурами КПСС. Мне вспоминается, что из крайкомов, обкомов, райкомов направляли в МВД: в органы милиции или в учреждения исправительно-трудовых заведений куда-нибудь в глубокую периферию на руководящие должности, например заместителями начальников по политической части.

Между тем в советские времена наиболее значимым и важным был народный контроль, который имел достаточно широкие функции. Так Комитеты народного контроля СССР, Союзных и автономных Республик, краёв и областей, округов, городов и районов, а также при сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся. При этом были Комитеты, группы и посты народного контроля на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях.

Данной структуре предоставлялись широкие права. Так состав Комитета утверждался Советом Министров СССР. Председатель Комитета назначался Верховным Советом СССР и являлся членом правительства СССР. К тому же органам народного контроля предоставлялись широкие права. Вот Комитет народного контроля СССР мог вносить в Совет Министров СССР предложения по вопросам общегосударственного значения, представлять доклады о состоянии дел в отраслях экономики, об организации работы в министерствах и ведомствах.

Кроме того Комитеты издавали правовые акты — постановления, имевшие обязательную юридическую силу. Руководители предприятий и ведомств должны были устранять вскрываемые недостатки, нарушения и о результатах сообщать комитетам народного контроля. Прочим организациям и должностным лицам вменялось в обязанность оказывать содействие органам народного контроля. При этом они имели право давать указания об устранении недостатков; заслушивать доклады и объяснения; запрашивать необходимые материалы. При этом они имели право назначать и проводить ревизии и экспертизы, приостанавливать распоряжения и действия должностных лиц, отстранять должностных лиц от занимаемых постов за срыв выполнения решений, направлять материалы о злоупотреблениях в органы прокуратуры, налагать на виновных дисциплинарные взыскания.

Не ценным в СССР был финансовый контроль (ФК) осуществляемый органами государственной власти и управления. По субъектам контроля ФК подразделялся на неведомственный, ведомственный и внутрихозяйственный. Надведомственный контроль выполнялся отраслевыми министерствами и ведомствами, а осуществлялся высшими органами государственной законодательной и исполнительной власти, органами межотраслевого управления, специального контроля в соответствии с их компетенцией.

Необходимой контролирующей структурой были отделы технического контроля (ОТК). Это были самостоятельные подразделения производственной организации (предприятия), в том числе и органов, исполняющих уголовные наказания, которые осуществляли независимый контроль соответствия продукции установленным требованиям, и гарантирует это соответствие потребителю. Денные отделы технического контроля подчиняется высшему руководству организации (предприятия), что обеспечивало независимость контроля.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что организационная структура государственного контроля, основанная на правовых основах и методах советского периода, была направлена на защиту народных интересов с учётом проводившейся политэкономической политики под эгидой партийных органов. При этом отметим, что дать ответ на вопрос: насколько данный контроль был эффективным или не действенным не получится. Поскольку данную проблему, с моей точки зрения, следует рассматривать в контексте той эпохи. Сейчас об этом любят порассуждать немало всевозможных экспертов из числа бывших партийно-советских работников, ранее по долгу службы пропагандировавших административно-плановую экономику, которые в одночасье быстро превратились в успешных олигархов.

С учётом сказанного, по моему глубокому убеждению, нынешняя реальность нуждается в новой идеологии государственного контроля, а также модификации процессов, целей, задач и механизмов. Мне представляется, что сейчас необходим комплексный подход в решении данной проблемы.

Так с моей точки зрения центральную и доминирующую роль в этом вопросе должна принадлежать законодательной власти. С учётом того, что данная власть является ещё и представительной. В советские времена депутатов всех уровней называли слугами народа, только эти слуги жили куда лучше самого народа. Конечно, после развала союза необходимо было создавать принципиально новый институт парламентаризма. Наше поколение помнит первый съезд народных депутатов СССР и первые заседаний Государственной Думы РФ, которые напоминали не образ, а пародию.

Тем не менее, начиная от первой каденции (17 января 1996 г. — 18 января 2000 г.); вторая (17 января 1996 г. — 18 января 2000 г.); третья (18 января 2000 г. — 29 декабря 2003 г.); четвёртая (29 декабря 2003 г. — 24 декабря 2007 г.); пятая (24 декабря 2007 г. — 21 декабря 2011 г.); шестая (21 декабря 2011 г. — 5 октября 2016 г.); седьмая (5 октября 2016 года). И ныне действующей восьмой (12 октября 2021 года), утекло немало воды. Так за данный период времени наше общество сумело преодолеть столько препятствий, сколько для, так называемых цивилизованных стран потребовалось сотни лет. Это доказано историографией. Слава богу, что мы сумели вовремя осознать ценность западных демократических ценностей, типа трансгендерства и гомосексуализма и т.д. и т.п.

За этот период, благодаря В.В. Путину, проводившему последовательную и целенаправленную социально-экономическую политику, удалось избавиться от этого западного социокультурного разрушительного для нашей страны нарратива и сохранить культуру, а также обычаи и традиции нашей многонациональной страны.

Благодаря данному политическому курсу повысилось общественное сознание и, как следствие, повысилась консолидация общества. Собственно, в этом ничего сверхъестественного и удивительного нет. Абсолютно понятно, что чем больше властьпредежащие заботятся не о себе, а стараются для народа, тем больше гражданское общество им доверяет и во всём поддерживает, конечно, имеют место быть ошибки и недоработки, только этого не избежать, как сказал В.И. Ленин: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». При этом здесь следует отметить непреложный факт, касающиеся преодоления взаимодействия и интеграции между людьми, компаниями и правительствами по всему миру, то есть глобализации.

Общеизвестно, что депутатский корпус является частью общества, причем существенной, процесс позитивного совершенствования деятельности слуг народа, протекал параллельно с общественным развитием. Как было отмечено выше, первые созывы напоминали пародию из-за отсутствия элементарного понятия депутатов о функциях парламентской деятельности. Нами не забыты приснопамятные девяностые и нулевые годы, когда народные избранники заботились о пополнении своих собственных карманах и интересах. Впрочем, об этом уже немерено сказано и написано.

Между тем, по моему глубокому убеждению, нынешняя реальность нуждается, прежде всего в необходимости поисков оптимальных решений совершенствования контролирующих государственных функций. В тоже время, не смотря на проводимые изменения, с учётом того, чтобы там не говорили, наше государство ведёт войну на Украине с Западом коллективным насчитывающим 50 государств, которые нацелены на наше уничтожение. Так, само собой разумеется, что деятельность депутата, вне зависимости от уровня, имеет две составляющие: законотворчество и работа с обращениями и наказами своих избирателей.

Учитывая, что ваш покорный слуга, будучи на пенсии старается вести, с учётом своих сил и возможной, вести социально-активный образ жизни, имея опыт общения с депутатским корпусом всех уровней. Конечно, результат решения проблем, которые там обозначены, в большинстве случаев, я имею только свой опыт, понимая, что это не показатель для далеко идущих выводов. Но, тем не менее, определённые выводы сделать можно. Понятно, что при получении ответов от муниципальных депутатов можно понять, что слуга народа, мягко выражаясь, не очень понимает свое предназначение: «Ваше обращение перенаправлено в администрацию района. Обращаю Ваше внимание, горсовет только контролирует данные вопросы и не занимается их решением». Несомненно, народные избранники регионального уровня на мои обращения более компетентны: там указано, что информация перенаправлена в компетентные контролирующие структуры, для проверки и решения по существу. Так же указывается нормативная база, касающиеся решения вопроса. Несомненно, на более высоком уровне находятся, получаемые мной ответы депутатов федерального уровня. Здесь оговорюсь в том плане, что разочаровавшись в ответах депутатов регионального и муниципального уровня, я обращался к руководителям ГД пятого и шестого созывов. Здесь нельзя не отметить высокую культуру письменной речи и своевременность, получаемых ответов. Так во всех ответах высказывалась благодарность за активную жизненную позицию, а дальше подробно указывалось время, когда будет подготовлен законопроект или он уже готовится и какого числа он будет вынесен на обсуждение. Правда, не знаю по каким причинам, что-то переносилось, потом уходило в небытие.

Мне представляется, что рассуждая о механизме госконтроля законодательной власти, особенно сейчас, когда идёт война, необходимо сделать ряд мероприятий по её укреплению и совершенствованию. Так в качестве первого шага было бы целесообразным, впервые избранным депутатам пройти ознакомительные, предполагающие ознакомления с основами юриспруденции, касающиеся законодательной деятельности и вопросами протокола.

Во-вторых, было бы целесообразным, деятельность представительных органов возвести в рамки системно-комплексной деятельности, механизмом реализации мог быть съезд народных депутатов страны, где депутаты всех уровней власти согласуют свои действия, анализируют уже принятые решения и практики, обсуждают перспективные идеи для обеспечения стабильного социально-экономического развития конкретного региона и страны в целом.

В-третьих, необходима срочная цифровизации контрольной системы, направленная на отмену ненужной и устаревшей нормативной базы, которая не соответствует нынешним реалиям. В качестве примера можно привести практику отказа выплаты денежного пособия лицам, призванным по мобилизации, проживающим по временной жилищной регистрации. Например, глава семьи проживает временно в городе, а семья в деревне, поскольку там нет возможности трудоустройства. Потом следует найти законодательное решение возмещение ущерба многодетным отцам, которых призвали и направили на сборные пункты.

Рассуждая о факторе госконтроля рамках нашей реальности, нельзя не обойти вниманием систему органов исполнительной власти. Так согласно Конституции России (глава№6) данная функция возложена на Правительство. Основным назначением исполнительной власти в Российской Федерации является организация практического исполнения законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. При этом, реализуя свои исполнительские функции, данная власть имеет функции контроля, касающиеся контроля выпускаемой продукции и оказания социальных и иных услуг населению. Здесь необходимо отметить, что ведомственный контроль — это проверки, которые проводят госорганы, муниципальные органы, госкорпорацией, органы управления государственными внебюджетными фондами. Единого порядка нет, общие правила утверждены постановлением правительства №89 от 10.02.2014 и детализируются в отдельных регламентах. Кто проводит. Органы, в чьем подведомственном подчинении находится госзаказчик. Чаще всего, это те государственные органы, которые выполняют функции учредителя.

Само собой разумеется, сегодняшние реалии способствуют консолидации общества, что заставляет структуры исполнительной власти работать более эффективно и ответственно. Вот только, на мой взгляд, не хватает одного элемента – гласности, касающегося взаимодействия со средствами массовой информации демонтирующих проблемы и пути их решения. Сейчас большой поток гуманитарной помощи нашим военным на Украине. Поэтому нашим властьпридержащим промышленникам, надо больше разговаривать и привлекать к выпуску необходимой продукции. При нет ни каких сомнений, что Победа будет за нами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *