ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОПАГАНДА — ДЕЛО НУЖНОЕ

С незапамятных времён, если мне не изменяет память, с века 16го появился термин пропаганда, от лат. Propaganda, то есть, подлежащее распространению какой либо популяции и распространение политических, философских, религиозных, художественных, или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание.

Кроме того была трактовка данного термина и в узком смысле, под которым данное слово понималось, как политическая или идеологическая популяризация с целью формирования в массах определённого политического мировоззрения. Данный таргет можно рассматривать как систематическое воздействие на сознание в целом, для достижения определённого результата в области политического действия.

Если рассматривать данное понятие чисто технологически, то этот процесс передачи определённых идей или комплексов аудитории с расчётом на усвоение. Тогда необходимо пропагандисту учитывать специфику аудитории, чтобы преподносить идею в удобном виде для восприятия. Также учитывать возможность воплощения преподносимых идей в жизнь. При этом надо понимать, что всякое распространение мыслей, должно иметь конкретные цели и должны быть рассчитаны на реализацию в практической жизни.

Пропаганда, как правило, содержит не просто идеи, а набор конкретных установок, простых идей и ясных призывов к действию. Данное понятие, как коммуникационный процесс предполагает не только воздействие сознаний пропагандиста и аудитории, происходящих путём усвоения устных лил письменных форм речи, а также образов. Но и глубинный смысл излагаемого материала позволяющего аудитории прочувствовать подаваемый материал на эмоциональном уровне.

 Между тем первоначально, это понятие применялось для обозначения миссионерской деятельности, проводимой католичкой церковью. В дальнейшем акцент стал делаться на политические функции. В настоящее время этот термин наделяется устойчивым негативным содержанием, поскольку рассматривается как способ манипулирования общественным мнением в целях достижения узкополитических целей, удовлетворения корпоративных интересов и т.д. Поэтому неудивительно, агитпропаганда, зачастую понимается как распространение сознательно искаженных представлений, осуществляемое с целью побудить людей к заинтересованным действиям, отвечающим заранее намеченным целям заинтересованных групп.

Вообще, обсуждать данное понятие можно бесконечно с точки зрения разных отраслей знаний гуманитарных наук как-то: история, философия, психология, педагогика, юриспруденция и, конечно, медицина. Я убеждён с том, что чем объёмней и глубже будут проводиться исследование, тем шире будет поле для дискурса.

С учётом сказанного, ваш покорный слуга, с учётом своего жизненного опыта, имеет цель поделиться своим мнением и ощущениями по поводу данного социального и политического явления. Так в основе советской пропаганды лежала идеология марксизма-ленинизма. Характер пропаганды менялся по мере исторического развития СССР. Пропаганда велась через средства массовой информации, книги, кинофильмы, театральные постановки, произведения изобразительного искусства. Она оставила после себя советское культурное наследие.

Тогда пропаганда велась через средства массовой информации, книги, кинофильмы, театральные постановки, произведения изобразительного искусства. Она оставила после себя советское культурное наследие.

Главной целью советской пропаганды было создание нового человека — человека, следующего принципам коллективизма, добровольно подчиняющего свои интересы интересам общества и готового принести себя в жертву на благо общества, который придерживался бы материалистического и атеистического мировоззрения и имел своей высшей целью достижение лучшей, богатой и счастливой жизни для будущих поколений.

Позднее требования к морали нового человека были изложены в виде «Морального кодекса строителя коммунизма», который вошёл в тексты Третьей Программы КПСС и Устава КПСС, принятые XXII съездом КПСС (1961). Советские идеологи утверждали: «Формирование нового человека не только следствие, но и условие успешного строительства коммунизма». Важную роль в пропаганде коммунистической отводили литературе и искусствупечатирадиотелевидению, различным формам устной пропаганды; отмечался вклад в идеологическую работу советских культурно-просветительных учреждений. Приоритетное значение отводилось «непримиримой наступательной борьбе против буржуазной ревизионисткой идеологии». Пропагандистская работа должна воспитывать у советских людей преданность делу коммунизма, советский патриотизм, высокое сознание общественного долга, коллективизм и товарищескую взаимопощь, честность, нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной жизни.

Исходя из этой парадигмы, складывалась реальная жизнь простых обывателей. Так, исходя своего жизненного опыта, я вспоминаю, что, начиная с детского сада, детей учили любить дедушку Ленина, потому, что он любил детей. При этом показывалось фото В.И. Ленина и Н.К. Крупской в окружении детей. На ту пору не было такого понятия, как дошкольное образование.

В школьные годы, начиная с первого класса, всех поголовно принимали в октябрята. Всем первоклашкам вручали красную звёздочку с изображением Володи Ульянова. Учителя рассказывали, что Володенька был примерным мальчиком: он учился только на пятёрки и слушался родителей. Много рассказывали о многодетной и дружной семье Ульяновых

Ну а, в пятом классе все были приняты пионеры, повязывали всем красные галстуки. Говорили, что слово «пионер» означает первый, таковым был Владимир Ильич, он каждый день получал только отличные оценки, кроме такого предмета, как «Закон божий». Причины понятны, ведь вся семья в бога не верила, считая религию опиумом для народа. Параллельно с этим проводилась масштабная работа по сбору металлолома, с целью развития духа коллективизма и соревновательности.

Затем, начиная с 7 класса, начинали принимать в ряды ВЛКСМ, но не всех, сначала отличников и ударников. Ну а потом, начиная с 8 класса, требования к кандидатам смягчаются. Так уже не так строго относятся к учащимся, имеющим удовлетворительные оценки. Предлагают получить комсомольский билет, предлагают подтянуться и, в качестве аванса предлагают пополнить славные комсомольские ряды.

Несколько меняется тактика приёма в комсомол уже в 9 классе. В этот период начинается индивидуально-воспитательная работа с отстающими в учёбе учащимися. Здесь в большей степени принимаются меры принуждения. Классный руководитель начинает напоминать ученику о необходимости изменить свое отношение к учёбе. Ведь он подводит весь класс, что мешает классу получить призовое место по итогам учебного года. Тогда существовала система поощрений в виде выделение путёвок на экскурсии в Москву, Ленинград и т.д.

Ну, а в 10 классе метод убеждения уже не принимается, начинается жёсткое принуждение. Здесь уже на уровне руководства школы и председателя школьной первичной комсомольской организации двоечника вталкивали в ВЛКСМ. Его заставляют немедленно исправить двойки и написать заявление. В этом месте я хочу пояснить, что в конце шестидесятых и началах семидесятых годов в стране начался дефицит рабочих специальностей. Тогда было не модным быть маляром штукатуром, каменщиком, отделочником. Поэтому многие семьи хотели видеть своих детей с высшим образованием. Поэтому в ту пору дети, не имеющих родителей или не полных семей, после восьмого класса школы старались направить в профтехучилища, чтобы они обучались данным специальностям.

С учётом этого образовательной школе выпускать учащегося без билета комсомольского было «чёрным шаром» (по линии горкома райкома) комсомола. Поэтому в выпускном классе все 100% были комсомольцами, иначе было нельзя. Особо упрямым учащимся говорили, что документ о среднем образовании не выдадут. Просто не допустят к экзаменам.

Вступая в самостоятельную жизнь, я имею в виду свой жизненный опыт, выпускники сталкивались с реальностью, мягко выражаясь, не совсем такую, которая прописана в идеологических постулатах, и, рассказывалась учителями во время учёбы. Так в поступить в институты можно было только инженерного, химического профилей. Тогда были сумасшедшие конкурсы в юридические, исторические, медицинские факультеты. Конечно, у кого были «тёплые родители», то вопрос с поступлением решался «мягче». Там целый механизм организации его (вопроса) решения. Вкратце – это блат и деньги.

Что касается юношей, то тут, прямой путь призыва в армию или на производство или в сельское хозяйство. Поэтому ваш покорный слуга был призван в ряды Советской армии. Строго говоря, во внутренние войска МВД СССР. Опуская подробности, скажу, что служба научила меня ценить жизнь, это первое, а второе, я не понял, но и осознал необходимость учиться, чтобы работать головой, поскольку руками, у меня, мягко выражаясь, не очень получалось. Полагаю, этот период необходимо в рамках отдельной статьи, в том числе и отношение к ВЛКСМ.

Демобилизовавшись в 1975 году, я обратил внимание на пустые полки продовольственных магазинов. Там были хлебобулочные изделия, консервы скумбрии и минтая и ливерную колбасу. При этом в семидесятых годах, покупая её, говорили, что для собак, а в начале восьмидесятых годов, просто сметали прилавки. Я помню, как мои знакомые, имя велосипеды или другие виды транспорта, целыми днями колесили по городу в поисках докторской колбасы, что касается сервелата, то данный колбасный продукт был недосягаем для простых смертных. Тогда входу была популярной поговорка: «Хочешь жить, умей вертеться». Это означало – «заводи социально-полезные связи». Здесь отметим, что в среднеазиатских и кавказских республиках была мощная бытовая коррупция, но там другие нравы, об этом написано немерено.

Между тем идеологический государственный аппарат, как бы не видел этих недостатков. Продолжая рассуждать в парадигме общих рассуждений. Так газеты, радио, телевидение рассказывали о поражающемся росте валового продукта на душу населения. Прославлять передовиков социалистического производства и деятелей науки, культуры.

Кроме того в 1984 году был в ведено новое понятие «развитой социализм». К тому времени, государственная пропаганда утратила ощущение реальности. По средствам массовой информации разносились устаревшие штампы коммунистической идеологии, напоминавшие большевистские призывы про великое счастливое будущее.

Между прочим, первая пятилетка 80Х годов, начиная 1982 года, Генеральные Секретари ЦК КПСС, стали уходить из жизни, практически ежегодно. Так Л.И. Брежнев, в 1982 году, затем Ю.В. Андропов, пробывший на посту 15 месяцев, за ним К.У. Черненко, находившегося на должности 13 месяцев. Создало в обществе состояние безразличия к властьпридержащим. Все тогда чётко понимали, что модель развитого социализма – это пустышка, которая не несет никакого улучшения благосостояния народа. Было видно невооружённым глазом, Политбюро ЦК КПСС это – хоспис. Тогда самым молодым был, ныне здравствующий Горбачев М.С., которому было тогда 55 лет.

Приход молодого государственного лидера страны вызвал определённое оживление в общественном пространстве. Во-первых, он отошёл от традиции своих предшественников произносить длинные и пространные речи по бумажкам. Во-вторых, больше стал общаться с народом, что называется обратной связью. В-третьих, перестал бесконечно повторять мантру о правильности и вечности марксистко-ленинской идеологии. В-четвёртых, он стал рассуждать о перекосах командно-административной экономики. Вне всяких сомнений, в народе данные шаги приветствовались. Так люди восхищались его обаянием, открытостью и стремлением поднятия у людей общественной активности.

Давая анализ происходящим событиям того периода, исходя из собственного обывательского взгляда, хочу обратить внимание на то, что Михаил Сергеевич всё время делал упор на проблемы в СССР связанные с недостаточным уровнем демократии, не позволяющим народу, проявлять гражданскую активность, и, как следствие, нежелание участвовать в государственных преобразованиях. Отправной точкой этого стремления стал апрельский Пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев сообщил о планах реформ, направленных на ускорение социально-экономического развития страны и на котором впервые прозвучало слово «перестройка». Что из этого получилось, сегодня нам всем известно. Об этом немерено написано, показано и сказано.

Между тем, несмотря на весь трагизм прошедшего, за прошедшее почти тридцатилетие постсоветской истории нашему государству в период правления В.В. Путина удалось создать высокотехнологичную армию, морской флот и военно-космические силы. Чего не могли себе представить, даже страшном сне, на заклятые друзья за океаном. Поскольку в приснопамятные девяностые годы, они сделали всё, чтобы этого не случилось.

Кроме этого за эти годы была создана эффективная экономическая модель, позволившая выйти, казалось бы, невозможной сырьевой зависимости. Сейчас экономика страны имеет высокие доходы от сельского хозяйства, промышленности, а доля от продажи углеводородов составляет около 40%. При этом, имеет место быть, ежегодное снижение цен на нефть и газ. Здесь очевидно, что рост экономических показателей способствовал улучшения качества жизни людей. Что позволило Правительству, в рамках нынешнего кризиса, обеспечивать необходимую финансовую помощь, наиболее уязвимым слоям населения, а также малому и среднему бизнесу. Вместе с этим, существенно увеличить оплату медицинским работникам, непосредственно соприкасающимися с зараженными лицами, а также техперсоналу.

Однако я не понимаю, собственно, не только я, никак не понимаю политических причин, способствующих такому, мягко выражаясь, такому несерьёзному отношению защите нашего информационного пространства. Ну, посудите сами, сейчас вряд ли кто-то будет оспаривать, что мы находимся в условиях гибридной войны. Стало быть, каждая война имеет фронты – это экономический фронт, идеологический фронт и информационный фронт. При этом практика показывает, как наш великий восточный сосед КНР, уже наработал существенный опыт с информационными диверсионными происками США. Во-первых, ими закрыто информационное пространство Интернета. У них свои аналоги информационных поисковых сетей и поисковых средств. Во-вторых, в структурах вооружённых сил созданы специальные подразделения, занимающихся противодействием проискам США проникать во внутреннее иформопространство. Я вот с трудом, даже теоретически представляю, как такие персонажи, как навальные, быковы, гозманы, соболи, волковы, дуди, могли бы безнаказанно нести свою бредятину и оскорбления в отношении страны, в которой живут. Здесь отметим, что эти маразматические идеи вбрасываются в информационную плоскость годами. Вот при всём критическом отношении к советской пропаганде, отмечу, что в те времена отделы пропаганды работали более активно. Другое дело, что содержание её не соответствовало реалиям. Но всё равно много людей относилось к ней с доверием.

Меня сильно возмущает, что сегодня некоторые представители наших центральных телеканалов называют своих коллег пропагандистами, да с таким презрением, что трудно передать. При этом имея жизненный опыт работы в тех же США, там быстро разбираются с теми, кто не нравится. Я вот считаю, что, если тебе страна не нравится, то зачем жить в этом «тоталитарном путинском государстве». Нет ничего проще: собрался и уехал туда где «всё в шоколаде». Вопрос в том, что они там ни кому не нужны, а то кто смог уехать, то зарабатывают тем, что «разоблачают кремлёвские мафиозные группировки, сидящие в разных башнях».

Полагаю, что настало время эффективной государственной защиты своего внутреннего информационного пространства от агентов влияния, занимающихся дискредитацией наших духовных, моральных и социальных ценностей. Ведь здравомыслящие люди не сомневаются, что нынешний миропорядок будет построен на принципах национального эгоизма. Уже сейчас видно, что национальные лидеры прибегают к ханжеству и тотальной лжи.

Для этого необходимо следующие:

1. В качестве первоочередного шага необходимо создать свой Рунет, сконцентрированный на нашей территории, покрывающий пространство СНГ. В русскоязычном Интернете должны быть поисковые системы, социальные сети и хостинги. Данное пространство должно быть строго контролировано Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) Как было отмечено выше в КНР такое имеет место быть.

2. Настало время разораться и навести порядок с нашими электронными и бумажными средствами массовой информации. Я никоем образом не призываю к цензуре, но определённые нормы поведения необходимо соблюдать. Я имею в виду, что сегодня абсолютно  стёрты границы между свободой и вседозволенностью. Так сегодня в порядке вещей на радиостанции Эхо Москвы можно нередко видеть Гордона из Киева, Шендеровича и Быкова из Москвы, и других «деятелей, занимающихся дискредитацией путинского режима», и других «оппозиционеров», стоящих вполне в определённой позиции своим западным покровителям, получающих гранты.

3. Пришла пора урегулировать юридические институты отвественности за совершение противоправных действий в отношении лиц, совершающих противоправные действия как-то: пропаганда и вовлечение граждан в незаконных массовых мероприятиях;   публичное демонстрирование нацистской атрибутики; символики и атрибутики экстремистских организаций; пропаганда публичное демонстрирование иных изображений, которых запрещены федеральными законами.

С учётом повышенной опасности данных деяний с моей точки зрения, виновные лица должны нести уголовную ответственность, предполагающую изоляцию от общества. Мне представляется целесообразным начать применения такого наказания, как арест. Не сомневаюсь, что эффект от назначения данного наказания будет определённо эффективен.

Для понимания я приведу текст данной нормы. Так Статья 54. УК РФ Арест:

1. Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

2. Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет.

3. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.

В тоже самое время я понимаю необходимость совершенствования механизма применения данной нормы с точки зрения уголовного, уголовно исполнительного аспекта. Но для этого, слава богу, у нас есть возможности и способности создать производящий механизм к нужному результату. Сразу оговорюсь, что ещё должна быть административная ответственность в виде огромного штрафа.

4. С моей точки зрения имеет смысл создание специальной структуры в органах исполнительной власти, которая в рамках комплексного и системного разрабатывала и контролировала мероприятия инструменты при помощи агитации и пропаганды противодействия распространения целенаправленной лжи за деньги зарубежных грантодателей.

P.S. Весьма логично, что в рамках одной статьи рассматривать такую многоаспектную проблему недостаточно. Нет сомнений в том, что нужен глубокий исследовательский анализ с точки зрения таких отраслей знаний: социология, медицина, психология, психиатрия и т.д. Я просто изложил свою, обывательскую точку зрения, потому что вижу общественную опасность для государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *