ЗАКОН И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Сколько существует человеческая цивилизация на нашей планете, точно сказать не представляется возможным, потому, что у мировой науки точного ответа пока нет, возможно, будет в будущем. Но на протяжении тысячелетий, дискутируется вопрос о соотношении закона и справедливости. В этой связи полезно вспомнить наследие великого китайского учителя, знаменитого философа Конфуция, жившего в 551-479 годах до нашей эры, — учение об истине и справедливости как средстве против лжи, заблуждений и недоразумений. По его мнению, в правосудии нужно быть справедливым, бескорыстным, правдивым, внимательным, решать дела путем всестороннего обсуждения, чтобы добиться истины. Огромное значение для современной жизни имеет его изречение: «Хочешь определять будущее — изучай прошлое».

Данная проблема была в поле зрения и европейских мыслителей. Так в социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания. В философии Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке. Ещё в римском праве справедливость (iustitia) трактуется как субъективная категория, а именно как «постоянная и неуклонная воля воздавать каждому его право» (Ульпиан). Более архаическая (и объективная) ипостась справедливости — равенство (aequum). Говорится, например, что с точки зрения права народов все люди (свободные и рабы) равны.

Между тем научное сообщество пришло к мысли о том, что правовые нормы должны быть направлены на юридическую справедливость, то есть справедливость должна выражается в одинаковом применении закона к каждому. Такая дифференциация необходима для более четкого анализа проблемы справедливости в правотворчестве и реализации права. При этом достижение самых высоких стандартов справедливости, человечности и профессионального поведения в сфере борьбы с криминалом и осуществления уголовного правосудия настолько важно, что эти цели подтверждены Десятым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, принявшим 15 апреля 2000 года Венскую декларацию о преступности и правосудии: ответы на вызовы 21 века. В ней предусматривается необходимость создания в каждом государстве справедливой, ответственной, этичной и эффективной системы уголовного правосудия. Они вновь прозвучали на Одиннадцатом (2005 год) и Двенадцатом (2010 год) Конгрессах ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

Однако, к большому сожалению, справедливость терминологически не получила статус принципа и в новом российском законодательстве. Имеются в виду Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственной комитете Российской Федерации», Федеральный закон от 7 февраля 2011 года «О полиции» и Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». И это при том, что справедливость как кардинальное требование относится ко всей правовой системе: и к праву в целом, и ко всей правоприменительной деятельности, в том числе к уголовно-процессуальной, особенно к судебной, в которой решается судьба человека.

Вполне очевидно, что как бы не стремилась правоприменительная практика к справедливости, то есть государственно-властная деятельность, осуществляемая по конкретным индивидуальным делам, которая завершается принятием решения компетентным органом государственной власти. При помощи осуществления в особых, установленных законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности. Привести данную функцию к стопроцентному результату, даже теоретически невозможно. Ведь жизнь богаче и этим не поспоришь.

Но, тем не менее, как говориться, выход всегда есть. Мне представляется, что решением проблемы могло бы стать своевременное реагирование законодателя на социально-отклоняющиеся общественные явления. Так под девиантным поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан новом обществе нормам или стандартам. Ну, а с другой стороны социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Исходной составляющей для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Негативные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Из этого следует, что отклоняющееся поведение имеет не единичный характер, является социальным явлением, которое имеет причины. Так, ваш покорный слуга, имея советское юридическое образование, четко запомнил из курса криминологии, причины преступности, как части социально-отклоняющегося поведения, имеют два вида – это физиологические и социальные. Дальше демонстрировался пример. Если у человека после рождения появились виктимальные способности, то он может пианистом или карманным вором. Но, как поется в песне: «…годов и веков пролетело немало». Многое изменилось, и сейчас причины имеют несколько другую классификацию. Вот нынешняя типология предполагает более углублённую спецификацию:

  1. Биологическую, когда люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике.
  2. Психологическую, когда девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния человека.
  3. Социологическую, когда происходит распад существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность общества.

Исходя из этого, как мне представляется, должна быть создана концепция профилактики и пресечения социально-негативных проступков данной категории субъектов, образно выражаясь вести борьбу за общественное здоровье. Так, если рассматривать биологические предрасположенности по теории Ломброзо: неправильная форма черепа, узкий и скошенный лоб (или раздвоенная лобная кость), асимметрия лица и глазных впадин, чрезмерно развитые челюсти. Рыжие преступники встречаются крайне редко. Чаще всего преступления совершают брюнеты и шатены. Брюнеты предпочитают воровать или заниматься поджогами, а шатены склонны к убийствам. Блондины иногда встречаются среди насильников и мошенников. Конечно, данная теория имеет спорный характер. Но, исходя из своего профессионального опыта, с данной теорией соглашусь. Хотя, ещё раз подчеркну, что далеко не каждый человек с такими признаками внешности является преступником.

К психологическим побудителям девиантного поведения относятся: результат эмоционального отвергания родителями, их безразличия, а также усвоенной социально-психологической дистанции между индивидом и средой, изолированность от ценностей общества и не включенность в эмоциональные контакты, отчужденность от общества в целом, его социальных институтов и малых групп (семья, коллектив и др.). Конечно, фатальная изолированность не может рассматриваться в качестве причины преступного поведения, но она формирует общую нежелательную направленность личности, которая может предопределять уголовно наказуемые формы реагирования на конкретные конфликты. А также комплекс неполноценности совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой.

Социологические причины определяются, прежде исторической обусловленностью. Социальная природа и социальный характер девиантного обнаруживается не только в ее происхождении и причинах, коренящихся в социальной жизни, но и в поступках конкретных людей, т. к. слагается из деяний, совершаемых людьми в обществе и против интересов всего общества.

Исходя из этого, можно сказать, что первую и вторую причину можно назвать объективной, ну, а, что касается последней, то – это объективный фактор. Стало быть, есть необходимость принятия социально-правовых мер, способствующих снижению роста данного явления. Я имею в виду пробацию, то есть систему видов деятельности и индивидуально определяемых мер контрольного и социально-правового характера, направленных на коррекцию поведения лиц, категории которых определены, для предупреждения совершения ими новых правонарушений.

Здесь необходимо отметить, что данное понятие с точки зрения юриспруденции имеет разные смыслы. Не вдаваясь подробности, отмечу, что смысл этого термина исходит от английского слова «probation», что означает испытание. В уголовном праве США, Англии и ряда других стран вид условного осуждения, при котором осужденный помещается на время испытательного срока, установленного судом, под надзор специальных органов; возможен и ряд дополнительных ограничений (не посещать определенных мест, воздерживаться от общения с определенными лицами и т.п.).

Мне представляется, что с учётом наших социальных реалий, для реализации данной проблемы, необходима интеграция таких составляющих как-то: создание законодательных механизмов защиты, при совершении действий обеспечивающих справедливость. Так, в качестве правовых аспектов, как мне представляется, необходимо, как наиболее острую проблему, выделить совершенствования правого регулирования институтов необходимой обороны и крайней необходимости. Ведь сегодня немало курьезов, когда из-за несовершенства правовых механизмов, совершая защиту социальной справедливости, подпадают под противоправные деяния.

Вот 27 июля прошлого года был убит москвич Михаил Хачатурян. Вечером по обвинению в убийстве были задержаны три его дочери: Мария, Ангелина и Крестина, которым в тот момент было 17, 18 и 19 лет соответственно. В этот же день Крестина была доставлена в больницу с колото-ножевыми ранами, оставленными, по её словам, её отцом. 29 июля Следственный комитет сообщил, что сёстры признали вину и объяснили свои действия «личными неприязненными отношениями с отцом ввиду причинения им на протяжении длительного времени моральных страданий».

Ещё один пример, вот житель Уфы Владимир Санкин до смерти избил мужчину, который напал на двух мальчиков-подростков. Дети рассказали, что он обманом заманил их к себе в квартиру и пытался изнасиловать. Санкина, вступившегося за ребят, арестовали и завели на него уголовное дело. Но в глазах множества людей он настоящий герой — и заслуживает награды, а не наказания.

Вечером в четверг, 30 января, Владимир Санкин шёл домой с работы, когда к нему подбежал 14-летний мальчик. Он попросил о помощи и сказал, что его с другом чуть не изнасиловал человек, который до этого заманил их к себе в квартиру.

Друг Санкина рассказал о случившемся подробнее: мальчик (с его слов десятилетний) с другом замёрзли на улице, поэтому зашли в подъезд погреться. К ним подошёл мужчина, спросил, что они делают, а потом уговорил их зайти в квартиру, предложив попить чаю с конфетами.

Уже в квартире он заставил их раздеться, угрожал зарубить топором, если они откажутся, деньги предлагал. А затем пытался изнасиловать мальчиков. Один из них вырвался и убежал, а другой там остался.

К сожалению, сейчас получается, что Владимир виноват, видите ли, взломал двери квартиры этого насильника, что значит грабёж, а потом нанёс тяжкие телесные повреждения. Получается, что ни одно хорошее дело не остается безнаказанным. Так статья 38. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление 1. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер. (курсив мой)

2. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (курсив мой). Здесь я не понимаю, как в таких условиях можно определить размер превышения вреда.

Хотя, с моей точки зрения, вполне было бы логично применение статьи 39. УК Крайняя необходимость

1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (курсив мой).

Мне как-то непонятно, почему этот мерзавец, будучи отцом, совершал насильственные действия в отношении своих дочерей. Причем продолжительное время, в конце концов, детская психика не выдержала и они совершили, то, что совершили. Разве тут допущены пределы крайней необходимости? Я понимаю, что юристы со мной не согласятся. Но проблема возникла давно, дискурс был длинною в несколько лет. Сейчас опять будут споры. Понимаю, что в этих случаях проблема не только в формулировках закона. Хотя, за последнее время было немало суждений, призывающих изменить законодательство с учётом имеющегося мирового опыта.

Кроме корректировки законодательных актов, способствующих повышению в обществе, как мне представляется создание специальной исполнительной структуры, что вроде пробации. Только с иными функциями. Поскольку данный термин означает «исправление», систему надзорных и социально-воспитательных мер, применяемых по решению суда и в соответствии с законом к осужденным, выполнение определенных видов уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и обеспечение суда информацией, характеризующей обвиняемого.

Мне представляется, что органы пробации должны вести наблюдение и оказывать конструктивную практическую помощь категориям лиц, имеющих предпосылки к социально-отклоняющемуся поведению. Так в качестве первоочередных шагов необходимо создание концепции функционирование данной структуры. Во-вторых, организация подготовки кадров, в данной отрасли. Кроме этого, вне всякого сомнения, необходимо ресурсно-финансовое обеспечение.

С моей точки зрения, необходимо в данную структуру передать дома малютки, детские дома, органы опеки и попечительства. При этом нужно постоянное и четкое взаимодействие с органами соцзащиты и правоохранительными структурами. Ну, непосредственное руководство должно осуществляться органами местного самоуправления. Я имею в виду постоянно действующую комиссию, возглавляемую заместителем главы местной администрации.

Общеизвестно, что каждый человек появляется на свет в браке, которые с учётом нынешней реальности могут быть: законными, церковными, гражданскими и, наконец, гостевыми. Но дети могут родиться и без брака, выражаясь словами гения отечественного юмора М. Жванецкого: «Одно неосторожное движение и ты отец». Но в любом случае, как бы там не было, они имеют право на достойную жизнь.

Исходя из этого, как мне представляется, на практике всё должно выглядеть следующим образом.

  1. С учётом того, что в нынешнее время дети могут родиться без брака, как было отмечено выше. Данное явление в обыденной жизни называется «по залёту». Но, это не самое страшное, ужас в том, что мамы отказываются от своего ребёнка. Конечно, данные действия, в обязательном порядке документально оформляются. После чего ребёнка направляют в дом ребёнка (отделение, где дети до двух лет). После достижения данного возраста их переводят отделение от двух до семи лет, а потом в детский дом, где они содержатся до получения общего школьного образования или начального профессионального, как получится.

Мне проставляется, что здесь доминирующая роль по оказанию необходимой медико-социальной помощи данной категории детей, должна быть сконцентрирована в органах пробации. То есть, с момента рождения и до совершеннолетия специалист отдела пробации должен вести контролировать каждого ребёнка по оказанию необходимых социально-медицинских и оздоровительных мероприятий до вступления данного человека в самостоятельную жизнь. То есть, никак, как сейчас, перевели из одного учреждения в другое, там новый специалист. Надо, чтобы процесс был последовательным и непрерывным. А то получается разорванность.

  1. Следует признать, что наша реальность фиксирует немалое количество бракоразводных процессов, где дети становятся просто разменной монетой. Полагаю, что в этих случаях специалистам необходимо оказывать психолого-юридическую помощь. Было бы идеально, если бы семья сохранилась. Ну, а, если развод состоялся, тогда нужно помогать неполной семье в получении необходимой финансовой помощи, то есть в получении положенных по закону выплат и льгот. Кроме того, нужно психологическое сопровождение детям и родителю.
  2. Между тем, данные социальной нашей реальности фиксируют разлады, так называемых гражданских браков, что в советские времена называлось «сожительством». На мой взгляд, такая форма совместного проживания практически не защищена не социально не юридически. Что вызывает, наверно у меня, глубокое сожаление. Короче говоря, ни закона, Здесь давно понятно, что законодатель должен об этом крепко подумать

P.S. В заключении хочу отметить что я не только понимаю, но, и осознаю масштабность и важность данной проблемы. В рамках одной статьи всех аспектов данной проблемы не охватить. Однако, смею надеется, что её решение начнётся и приблизится решения вопроса – сближения закона и справедливости.

Справедливость это согласие существующих жизненных форм общества и власти за пределами разумного понимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *