Образование и воспитание – это государственные функции

Каждый здравомыслящий человек, проживая свою жизнь, подвергается воспитательному процессу дважды. Сначала его воспитывают, а потом, достигая зрелости, он воспитывает себя сам, глядя на других. При этом вначале своего жизненного пути, начиная с младенческого возраста воспитательный процесс, рассматривают как развертывающуюся во времени сложную динамическую систему, которой присущи самоуправляемость, иерархичность. Сущность воспитательного процесса – в его целостности, единстве обучения, развития и воспитания ребенка. Наряду с этим, сложность воспитательного процесса обуславливается множеством субъективных факторов, в первую очередь, индивидуальными особенностями ребенка и профессионализмом педагогов.

К великому сожалению, после развала СССР, вся советская педагогика была признана вредной и выброшена на свалку истории. Тогда все рвались к западным социальным стандартам, наивно полагая, что лучших западных демократических ценностей ничего нет и быть не может. Теперь понятно, что представляет собой, так называемая, западная демократия.

Между тем обучение детей в советской школе было призвано не только научить читать, считать, писать, дать основы различных наук, но и сформировать их как личностей, воспитать достойных членов общества. На фоне получения знаний о законах природы, мышления и общества, трудовых навыков, социальных умений.

Вне всяких сомнений в советской школе складывались прочные коммунистические взгляды и убеждения. Но все это является истиной лишь применительно ко всей эпохе советского образования. На различных этапах его становления и развития ситуация складывалась несколько иначе.

Но, тем не менее, Министр образования и науки Ольга Васильева считает, что российским школам необходимо вернуться к лучшим традициям советского обучения — «лучшего в мире». По ее словам, образование многое потеряло за последние годы, отказавшись от консервативной линии поведения. С моей точки зрения – это правильно.

Рассуждая о нынешнем образовательном процессе у нас в стране, я не могу не отметить, как мне представляется, самого важно аспекта – нынешняя образовательная школа не должна давать образование в виде услуги, где согласно учебных программам, происходит натаскивание учеников на сдачу промежуточных и итоговых экзаменов. В нынешних социальных реалиях важно понять, что школа – это институт воспитания учащихся, которым просто необходимо прививать патриотические чувства. Я считаю, что в этом огромная заслуга действующего министра образования, которого мы, рядовые обыватели, ждали ни одно десятилетие.

Как было отмечено выше, процесс воспитания предполагает развертывающуюся во времени сложную динамическую систему, которая предполагает, как минимум, два условия: наличие у граждан возможностей его получения и политическая воля эстеблешмента создавать инструменты для реализации допустимости получения качественного и беспрепятственного обучения учебных учреждениях. При этом необходимо отметить, что Правительством делаются определённые и весьма значительные шаги, направленные на то, чтобы дети имели возможность получать необходимые навыки и умения для обучения и развития личности ребёнка, развитие интересов и наклонностей, формирование личности обучаемого, изучения его наклонностей. А также формирования навыков самостоятельного обучения ученика, и развитие его творческих способностей. Для этого много строится детских садов школ, обучающих центров, для получения дополнительного образования детей.

Однако, несмотря на принимаемые меры Правительством, проблема продолжает оставаться острой. Так, ещё много школ, где обучение проходит в две смены. Надо отметить, что данная проблема возникла не вчера, а ещё с незапамятных советских времён, поэтому одноразовым каким-то мероприятием её не решить. Кроме того сегодня, с точки зрения проектно-сметной документации, требования существенно изменилась. Сейчас учебно-материальная база средней образовательной школы предполагает плавательный бассейн, тренажёрные залы, на территории школы обязательно нужно футбольное поле и современные тренажёрные площадки. В этом контексте необходимо отметить, что в экспертном педагогическом сообществе, всё чаще звучат мнения о создании не школ, а образовательных центров, имея в виду дошкольное образование. Кстати, в ряде регионов такой пилотный проект реализуется.

Размышляя об образовании нельзя обойти кадровый вопрос. Ведь, вполне очевидно, что, люди, пожелавшие посвятить жизни педагогической профессии – сеять доброе и вечное, должны иметь стержень — духовно-нравственной составляющей, несмотря на неприглядные социальные явления. На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная культура и этика.

Кроме того, преподаватель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический коллектив, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. Сейчас говорить об этической стороне профессиональной культуры педагога как никогда актуально, так как успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот преподаватель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности. Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью. С этим не поспоришь, только нынешние социальные реалии показывают, прямо скажем противоположную картину. Так, согласно открытым данным разных источников, несмотря на наличие педагогических ВУЗов практически в каждом субъекте федерации, в школы приходят после выпуска только 35% молодых специалистов. При этом после первого года работы увольняются из этого числа, 50% учителей.

Конечно, нет ни каких сомнений, что ежегодно проводятся муниципальные, региональные и федеральные конкурсы на звание «Учитель года», и среди них есть и молодые педагоги. Но, увы, это не отражает реальную картину образования в целом. Так, несмотря на многолетние обещания освободить учителей от бумажной работы, связанной со всевозможной отчётностью, никаких подвижек в этом вопросе, никоем образом не наблюдается. Кроме того, практический, каждый шаг требует огромного количества бумажек как-то: методических, учебных, плюс к этому написание научных статей, освоение новых цифровых технологий, классное руководство, которое приходится брать из-за низкой зарплаты, особенного молодым специалистам.

Наличие низких ставок, заставляет работать на полторы, а то, и на две ставки, особенно тяжёлое положение у предметников, в той или иной форме занимаются проверкой тетрадей. За всё, вместе взятое зарплаты 25 тысяч. Здесь абсолютно понятно, что сеять доброе и вечное малопривлекательно, поэтому появляются альтернативные, так скажем, возможности заработка. Кстати, в этом контексте необходимо отметить, что средний возраст педагогов, работающих на данный момент в школах, составляет 44 года. Получается, что основная часть учителей предпенсионного или запенсионного возрастов. При этом немало тружениц, проработавших в одной школе по нескольку десятков лет. Вдобавок, надо упомянуть о том, что они стали примером для своих учеников, выбравших учительскую профессию, вернувшиеся в свою родную школу. Только жаль, что многие из них, по разным причинам её покинули.

Нет никаких сомнений в том, кадровая проблема в системе образования решится просто и в одночасье. Здесь нужен системный комплексный подход – это, прежде всего укрепление семьи, как главного социального института, где человек рождается и воспитывается. Для того, чтобы воспитание было правильным, государство, с учётом сформированных обществом запросов, как отметил В.В.Путин в одном из свих выступлений в Сочи не так давно, образование должно меняться.

В связи с этим, по моему глубокому убеждению, необходимо обратить пристальное внимание не только на строительство детсадов, школ, техникумов и центров дополнительного образования. Но, и подготовкой кадров, я имею в виду не только специалистов данных учреждений, а также университетов, институтов, колледжей. Кроме того необходимо открытие научного направления взрослой педагогики. Иначе учителя будут с пониженной социальной ответственностью, такие примеры имеют место быть.

Между тем, даже самый лучший преподаватель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *