Гражданское общество

Когда общество больно,
его отбросами становятся сливки.
(Анатолий Рас)

Общеизвестно, что одним из основополагающих факторов, который определяет и информирует гражданское общество, считается политический режим. Необходимо отметить, что определений понятию «политический режим» насчитывается ни один десяток, по той причине, что оно изучается разными отраслями наук такими как: философия, социология, политология и др.

Нашему поколению, родившемуся в середине прошлого столетия, было доступно одно понимание политического режима, с точки зрения марксистко-ленинской философии, которое звучало примерно так: политический режим – это деятельность партийных и государственных органов, направленная на защиту интересов советского народа. Далее давалась подробное описание буржуазных политических режимов, таких как: авторитарный и тоталитарный, данные режимы направлены на эксплуатацию трудящихся масс.

В настоящее время, когда широким слоям населения стала доступна литература, которая предлагает другие точки зрения, касающееся политического режима, которых в настоящий момент значительное количество. Так, в американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система, которое считается более широким, чем политический режим. Иначе говоря, рассматриваемый институт сложный и многоаспектный, в связи с этим продолжает исследоваться.

Не вдаваясь в подробности точек зрения исследователей, я попытаюсь дать свое понимание рассматриваемого института. Под политическим режимом понимается порядок управления государством при помощи социальных норм для достижения поставленных целей.

Каждое отдельно взятое государство ставит перед собой свои социальные цели, которые могут быть направлены на достижение демократии, политической свободы и гарантий прав человека или, наоборот, на подавление гражданских прав и свобод личности, с целью обеспечения клановых интересов.

Говоря о политическом режиме современной России, необходимо отменить, что его построение современное состояние является результатом деятельности государства. Так в настоящий момент ситуация характеризуется резким усилением государственной власти. Попыткой создания равных условий борьбы политических партий в избирательном процессе и разработке их конструктивных программ. Данные шаги способствуют развитию гражданского общества, предоставляя возможность вовлечения большего количества граждан в избирательном процессе и последующем управлении государством. Так, создание партией Единая Россия общественного движения «Народный фронт» и Коммунистической партии движения «Народное ополчение» создаст возможность привлечения притока свежих сил в Государственную Думу.

Кроме того не так давно была создана Общественная палата на федеральном уровне, куда вошли уважаемые и авторитетные деятели культуры, искусства, врачи, педагоги, юристы и другие авторитетные общественные деятели. Аналогичные структуры появились и в региональных органах власти, а также в муниципалитетах.

Однако, не смотря на принимаемые меры со стороны государства, среди общественных прослоек утрата доверия народа к большинству политических институтов, продолжает оставаться высокой. Такое положение объясняется следующими факторами: невиданным распространением беззакония и коррупции, что обусловлено недостаточной требовательностью высшего руководства к чиновникам, прежде всего, федерального уровня.

В настоящий момент продолжает существовать часть номенклатурных должностей, связанных с ними властно-распорядительных функций. Причем более половины квазиноменклатурных должностей занимает прежняя политическая элита, реализующая модели управленческой деятельности, характерные для советской системы. Между членами бывшей номенклатуры поддерживаются устойчивые деловые и родственные связи, способствующие сохранению кланового сознания.

В современном гражданском обществе можно выделить три уровня представителей: высший, средний и низший. Заметим, что в экономически развитых странах средний уровень является преобладающим, придавая обществу определённую стабильность. Внутри каждого уровня находится совокупность различных социальных слоев. К ним обычно относят следующие блоки:

1) профессиональные администраторы;
2) технические специалисты;
3) предприниматели;
4) интеллектуалы, занятые различными видами умственного труда;
5) квалифицированные рабочие.

При этом необходимо отметить, что для значительной доли россиян, не имеющих собственных капиталов, как и доступа к распределению государственных благ, за последние годы немного уменьшилась. Но они по-прежнему составляют самую массовую часть общества. Экономический потенциал этих людей определяется уровнем доходов от работы по найму. Главные же сдвиги в их положении заключаются, во-первых, в резкой, чем прежде, имущественной поляризации и, во-вторых, в почти полном исчезновении зависимости между трудом и доходом.

Кроме того, возникновение многосекторной экономики, отказ от государственного регулирования зарплаты, отсутствие общенационального рынка труда, множественность локальных очагов безработицы, а в последнее время, в связи с кризисными явлениями, сокращение зарплаты за уже выполненную работу привели сферу доходов в состояние хаоса. При этом значительная часть населения оказалась вытесненной за линию бедности и даже за порог нищеты.

В качестве основных причин, способствующих разделению гражданского общества, на взгляд рядового обывателя, следует отнести:

разделение российского общества по религиозно-национальному признаку;
неконтролируемую иммиграцию из стран с иными жизненными укладами;
наличие шовинистических и неофашистских тенденций молодёжной среде;
отсутствие чётких и ясных ориентиров при формировании жизненных принципов у большинства подрастающего поколения;
игнорирование культурных традиций народов Российской Федерации;
излишнюю европеизацию, американизацию различных слоёв российского общества;
ослабление чувства уважения к Родине и к самим себе, как к гражданам великой российской державы;
усиление влияния криминальных структур на общественную жизнь страны;
терпимость граждан страны к преступлениям и преступникам.

По мнению ряда авторов, с которыми трудно не согласиться, что существует ряд причин, связанных с неэффективным управлением властных структур по созданию и развитию институтов гражданского общества. Так в интернет-блогах встречаются мнения о том, что за институты настоящего гражданского общества различные «прикормленные» общественные организации, которые нужны им для создания декорации гражданского общества (например «Наши»)

Не вызывают сомнения и высказанные мнения по поводу полной «московизации» общественной, политической и экономической жизни страны. Усиления влияния сопредельных государств на жизнь регионов Сибири и Дальнего Востока. Слабости развития инфраструктуры, низкого уровня жизни, культурного «обеднения», процесса «провинциализации» России и, как следствие, «непрестижность» жизни за пределами основных центров страны. Апатии и недоверия общества к власти. Расхищения бюджетных средств на всех уровнях чиновничьего аппарата, так как контроль над их деятельностью осуществляется такой же бюджетной структурой, в лице таких же чиновников. Ослабление влияния и авторитета главной ячейки общества – семьи на общественную жизнь страны, а также патриотических чувств в обществе.

Мне представляется, что для того, чтобы активизировать влияние гражданского общества, с целью улучшения качества жизни простых обывателей необходимо:

1. Усиление реального влияния граждан России на жизнь государства, контроль над расходованием бюджетных средств и чиновников государственного аппарата через общественные Советы, осуществляющие свою деятельность при региональных и муниципальных органах, как исполнительной, так, и законодательной власти.

Членами данных Советов должны быть не бывшие чиновники, которые находятся на пенсии, а рядовые обыватели, представители церкви и других общественных формирований и движений. Но, для того, чтобы создать крепкие и устойчивые общественные организации необходимо сначала создать материальные предпосылки их деятельности. Полагаю, что в качестве материальных источников могут быть фонды некоммерческих организаций и взносы членов общественных организаций, а также добровольные пожертвования предпринимателей.

2. Формируя гражданское общество, необходимо не только понимать, но и осознавать, что оно не будет панацеей от всех общественных коллизий. На пути его формирования будет много внутренних конфликтов, предполагающих повседневные испытания составляющих его людей на гражданскую зрелость и ответственность, на поступок с «большой буквы» даже в самых обыденных жизненных ситуациях. Говоря иначе, это не единовременный акт, а глубокий социальный процесс.

С учетом этого, как мне представляется, необходимо формирование сознания каждой личности, начиная с детского возраста. Для этого необходимо. Во-первых, в образовательных учреждениях необходимо сформировать программы по воспитанию духовно-нравственной личности, обладающим чувством патриотизма, высокой культуры, способных отстаивать свои позиции для достижения социальной справедливости. Во-вторых, через телекоммуникационные и печатные средства массовой информации культивировать активную роль гражданского общества в его взаимоотношениях с властями всех уровней, обращая внимание на то, что оно может выступать своеобразным коллективным экспертом качества управленческих решений и контролером последовательности властей в их реализации. В-третьих, необходимо учитывать, что гражданское общество традиционно наиболее активно в роли заказчика государственных услуг, но порой не имеет доступа к принятию решений над контролем полученных результатов. В связи с этим необходим законодательный механизм участия общественных организаций, обеспечивающий контроль над результатами принятых решений.

Однако отметим, что эта активность иногда перерастает в иждивенчество, требовательное ожидание того, что власти решат за граждан все их проблемы, нужно лишь найти ту дверь, за которой сидит некий «добрый волшебник». Распространение и развитие подобных тенденций, будет способствовать не только деформации, но и деградации гражданского общества. В связи с этим необходимо выявление данных тенденций уже в период «утробного» развития и создавать условия для их пресечения.

3. Институт гражданского общества представляет собой тонкую и многоаспектную материю и зависит от наличия определенных кровнородственных, семейных, языковых, этнических, конфессиональных, профессиональных, этических, административных и других взаимоотношений. Эти последние регламентируются зачастую не законами, а обычаями, наряду, а иногда и вопреки законам в рамках нравственных норм поведения.

В связи с этим построение гражданского общества у нас в стране не должно иметь однообразных и шаблонных подходов при выстраивании общественных институтов в регионах, городах, деревнях и других населенных пунктах. Необходимо избегать механического копирования и, тем более, навязывания методик формирования общественных организаций без учета исторически сложившихся межличностных отношений конкретного социума.

4. Субстанция гражданского общества предполагает определённые потребности и интересы, которые, к сожалению, не всегда идентичны государственным. Между ними возможны и, как правило, наличествуют напряжение, расхождение, конфликты, урегулированием которых, в равной степени, должны заниматься как государственные, так и общественные организации.

Государство и гражданское общество представляют две части одного целого, так, как, ни одно нормальное государство не сможет существовать без развивающегося гражданского общества, как впрочем, и наоборот.

Конечно, в рамках одной статьи рассмотреть все проблемы, связанные с данными вопросами не представляется возможным. Однако, подводя итог некоторым аспектам выстраивания отношений гражданского общества с государством, необходимо, по нашему мнению, сказать, что гражданское общество является не столько антиподом государства, без которого государство не может развиваться, но и основой для формирования государственной машины, действующей в условиях существующей гражданской культуры и наличия групп населения, имеющих общие интересы. В качестве главного общего интереса, следует выделить основной – это защита не только отдельно взятого государства, но и всего миропорядка. В любом отдельно взятом государстве, когда возникают неразрешимые противоречия между гражданским обществом и государством, начинается конфликт, который приводит к значительным человеческим жертвам. О чем свидетельствую события, происходящие в северной Африке.

В нынешних социальных, экономических, политических и культурных реалиях необходимо искать и находить баланс государственных и общественных интересов, создавая комфортные условия существования человека, в противном случае на Земле будет просто не пригодная для жизни человечества пустыня.


Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *