Власть исполнительная

Самым лучшим правительством будет то, которое поменьше будет править,
тесно замкнувшись в своих законных привилегиях,
и которое предоставит свободное поле инициативе каждого.
(Э. Абу)

Функции исполнительной власти, согласно логике правового государства, должны быть направлены на обеспечение безопасности и жизнедеятельности граждан, чем эффективней реализуются данные функции, тем выше качество жизни общества. Нет необходимости доказывать, что, к сожалению, деятельность рассматриваемых органов власти не всегда получает эффект, который способен поднять качество жизни граждан на должный уровень.

Отечественная история практики деятельности данных органов в различные периоды имела разные цели и задачи, что было продиктовано экономическими, социальными, а также политическими реалиями. В связи с этим, и происходили изменения в названиях, а также в содержании их деятельности.

Наше поколение, кому сейчас за пятьдесят, имела возможность быть свидетелем функционирования деятельности органов исполнительной власти в СССР. Главным и направляющим органом был Совет Министров СССР. Данный орган был второй по значимости после ЦК КПСС. Руководящая и направляющая сила общества определяла куда нужно двигаться обществу на пути строительства коммунизма (в начале 80-х стали говорить о развитом социализме, потому, что с коммунизмом уже не получалось), а правительство занималось воплощением этого строительства.

Общеизвестно, что Союз Советских Социалистических республик представлял империю с огромной территорией, поэтому руководство страной осуществлялось при помощи четырехзвенной системы исполнительных органов, которая предполагала министерства, комитеты, управления и отделы. Так на самом верхнем (общесоюзном) уровне, как было отмечено выше, Совмин СССР через общесоюзные и республиканские министерства (были еще и комитеты)[1] руководил всем комплексом исполнительно-распорядительных функций, которые предполагали. Во-первых, строительством промышленных, административных, вспомогательных, жилых и культурно-просветительских объектов. Во-вторых, через Государственный комитет по материально-техническому снабжению обеспечивал все строительные объекты всем необходимым, включая строительные материалы, спецодежда и продовольствие для строителей.

Весь этот масштабный процесс обеспечивался на основании документа, который был утвержден руководством правительства и центральным комитетом партии, которая руководила и направляла все, что было можно и нельзя. В этой связи хочу привести случай из моей личной жизненной практики. В середине 80-х мне предстояло назначаться на вышестоящую должность. Секретарь парткома, высказывая свои предположения о моем назначении, отметил, что у него нет возражений, но отметил в качестве недостатка, пониженную личную социальную ответственность, которое выражается в отсутствии семьи, не смотря на неоднократные замечания старших товарищей. На ту пору было непринято в 35 лет быть неженатым, а разведенным допускалось.

Но, возвращаясь к органам исполнительной власти, отмечу, что подготовка указанных выше масштабных документов осуществлялась в Государственном плановом комитете СССР. Госплан осуществлял планирование и контроль над всем, что строилось и ремонтировалось во всей стране. При этом отступать от этих плановых цифр было нельзя. Очевидцы, делясь своими впечатлениями по процедуре изменения цифровых показателей, которые заложены Госпланом, отмечали сложный механизм этой процедуры, которая проходила сначала на областном (краевом), затем на республиканском уровнях, только потом на общесоюзном. Обсуждения, как правило, длились два, три дня, к сожалению, не всегда удавалось получить положительный результат, в этом случае можно было получить выговор по партийной линии или лишиться работы.

Такая адмистратино-командная экономика, построенная на выполнении планов и заданий из центра, к концу 80-х годов привела к тотальному дефициту товаров первой необходимости. Кроме того качество товаров не отвечала требованием потребителя. Поэтому граждане старались одежду покупать заграничного производителя. Кроме одежды в дефиците были продукты, в то время прилавки были пустыми. Наиболее благоприятная обстановка сохранялась в Москве и Ленинграде, потому, что там было много иностранцев.

В реалиях сегодняшней жизни с трудом представляется, что овощи и фрукты не очень приглядного вида продавались в магазинах «овощи-фрукты», вид у них был не особенно привлекательный. При этом были инструкции, как и когда, изменять цену, с учетом сезонного периода. Так, например помидоры, после получения с оптовой базы в магазине должны через три дня быть уценены. За этим следили торговые инспекции и органы внутренних дел (отделы борьбы с хищениями социалистической собственности ОБХСС). При выявлении нарушений, руководитель торговой точки привлекался к административной ответственности, который, в свою очередь, наказывал товароведа и продавца своими правами: лишение квартальных или годовых премий.

Предприятиями общественного питания были столовые, кафе и рестораны. Правда, еще в совсем юном возрасте нашему поколению вспоминаются чайные. С учетом не очень высоких зарплат у большинства населения, наиболее популярными пунктами общественного питания были столовые. В основном столовые находились при предприятиях и учреждениях. Качество ассортимент и качество предлагаемых там блюд, не отличались качеством и разнообразием, но альтернативы не было. Справедливости ради нужно отметить, что хорошего руководителя учреждения или предприятия качество и ассортимент предлагаемых блюд был вполне приемлемым. Соответственно столовые партсоворганов органов были вполне, даже очень приличными.

Я не буду вдаваться в подробности функционирования органов советского правительства, поскольку, я имею цель поделиться своими мыслями и ощущениями о деятельности сегодняшнего правительства. Конечно, все познается в сравнении, рассуждая о том, было ли хорошо при развитом социализме или при непонятном капитализме, я считаю, что честному человеку тяжело жить при любой социально-экономической формации, потому, что каждая система имеет не только достоинства, но, и недостатки. Об этом, на мой взгляд, уже достаточно много сказано и ещё будет написано исследователями, свидетелями и будет дана соответствующая оценка.

В рамках нынешних жизненных реалий органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность в условиях рыночной экономики, следовательно, они имеют другие функции.

Рассматривая деятельность исполнительной власти в целом, с позиции рядового обывателя по ряду направлений хочу сказать, что, не смотря на определённые позитивные сдвиги, имеется ряд системных недостатков. Так одним из наиболее важных факторов жизнедеятельности человека является труд, который гарантируется государством.

Анализируя современное состояние рынка труда, можно смело сказать, что гарантии государства на труд имеют достаточно скромный характер. Такой не утешительный вывод мной сделан исходя из следующего. Во-первых, в среднем 35 % выпускников высших учебных заведений остаются невостребованными. Не могут трудоустроиться не только юристы и психологи, но и педагоги, инженеры и экономисты. Исходя из анализа вакансий, следует отметить, что работодатели заполняют следующие вакантные должности: менеджер по работе с клиентами, продавец-консультант, офис менеджер, риелтор, администратор торгового зала, торговый представитель, охранник, водитель с личным автомобилем. Отдельно следует выделить предложения заняться сетевым маркетингом, которые требуют отдельного содержательного анализа. В этом контексте, я считаю, что позиция некоторых авторов о том, что ситуация на кадровом рынке сложилась так, что 48% населения уверены, что с минимальными усилиями найдут себе работу. Не понятно, какой массив данных использовался при проведении исследования.

Рассуждая о проблемах рынка труда, нельзя обойти вопрос о военнослужащих и работниках органов внутренних дел, которые попали под сокращения в связи с реформой. Отмечу, что недостатка распоряжений и пожеланий хватает. Однако жизненные реалии показывают, что наиболее остро процесс сокращения переживают лица, которым не хватило до пенсии два, три года, а некоторым всего несколько месяцев. Предлагаемые курсы переквалификации не являются условием трудоустройства. Анализ данных проведённого автором исследования, показывает, что основная часть бывших военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, находит работу в частных охранных структурах. Охранниками работают бывшие майоры, подполковники и полковники с высшим образованием. В связи с тем, что конкуренция на рынке оказания услуг охраны возрастает, требования к охранникам возрастают, но зарплата не увеличивается, а требования трудового законодательства практически игнорируются. В последнее время из-за увеличения налогов, значительная часть работодателей вернулась к «серой» схеме оплаты труда.

Исходя из анализа профессий рынка труда, можно сказать, что наибольшей популярностью пользуется работа в учреждениях государственной и муниципальной службы, что вполне понятно. Ведь, работа в данных учреждениях имеет наибольшую степень социальной защищённости: гарантированный оплачиваемый отпуск, стабильная заработная плата, оплата больничных листов и т.д. Но эта категория должностей укомплектована на 100 % и желающих ёще столько же.

Высокой популярностью пользуются вакансии в банках, там достаточно приличная заплата и соцпакетом проблем практически нет. Правда, ради справедливости, необходимо сказать, что стабильно хорошая зарплата у руководящего звена, а что касается рядовых менеджеров, то они получают от 11 до 15 тысяч, при этом от них требуется увеличения клиентов, пользующихся услугами банка. Руководители высшего и среднего звена, как правило, родственники или близкие знакомые учредителей и членов совета директоров банка.

Говоря о проблемах рынка труда, невозможно обойти вопросы зарплаты. Данная проблема имеет многоаспектный характер, но, не смотря на принимаемые меры, продолжает оставаться одной из наиболее острых. Несоответствие оплаты труда уровню жизни населения, особенно, наиболее слабо защищённой его части, объясняется ростом цен на товары первой необходимости.

Несмотря на постоянные критические высказывания в электронных и бумажных СМИ по поводу никого уровня зарплат, принимаемые меры со стороны Правительства, практически не влияют на качество жизни граждан. По причине того, что как только Правительство высказывает намеренение повысить зарплату, врачам, учителям и другим представителям бюджетной сферы, как цены моментально увеличиваются, следовательно, этого повышения и не ощущается.

В этом контексте необходимо отметь, что ряд категорий должностей таких как: младшие воспитатели и нянечки в образовательных дошкольных учреждениях, уборщицы и санитары в учреждениях здравоохранения, получают зарплаты, которые ниже прожиточного минимума, с учетом последних добавок 2011 года.

Непростая ситуация с оплатой труда у лиц, которые работают в негосударственных организациях. В связи с большим дефицитом рабочих мест, работодатели не утруждают себя заботами забортной платы своих работников, при этом чувствую себя более чем уверенно, потому, что никто жаловаться не будет, на все вопросы ответ только один «кому не нравится, кто чем-то недоволен — выходи за ворота». Особенно напряжённая ситуация в строительной отрасли, где не только низкая зарплата, но и вопросы охраны труда вообще не обсуждаются.

Одним из наиболее значимых аспектов, касающегося анализа проблем рынка труда, на мой взгляд, является деятельность по подбору персонала. Исходя из исследования данной проблемы, могу сказать, что данный вопрос является многоаспектным и достаточно сложным. Так, оказанием помощи в трудоустройстве граждан, в настоящий момент занимаются государственные структуры, таковыми являются центры занятости населения, кроме этого, помощь в прииске и устройстве на работу оказывают негосударственные кадровые агентства.

Информация о наличии вакансий распространяется через электронные и бумажные средства информации. Ссылаясь на собственный жизненный опыт, касающийся трудоустройства могу сказать, что информация в центрах занятости носит объективный характер, правда, ради справедливости следует отметить, в некоторых случаях на момент прихода кандидата, вакансия уже занята. В данной ситуации стараются вакантными местами заполнить знакомыми или родственниками. Особенно, если это касается вакансий, так называемой, офисной работы.

Несколько иначе обстоит дело в негосударственных кадровых агентствах. Определённая часть, в период кризиса, была выдавлена из рынка, покинуть рынок пришлось той части субъектов, численность которых составляла от пяти до восьми человек. Наиболее устойчивыми к кризисным явлениям оказались агентства численностью от двадцати до пятидесяти работников. Определённая часть сменила места нахождения, а некоторые учредители провели перегистрацию и стали называться кадровыми центрами.

Кроме смены вывески данные субъекты определённым образом сменили и направления деятельности, которые стали иметь определённый криминальный оттенок. Так, сотрудники кадровых центров стали предлагать несуществующие вакансии, обещать клиентам создание клиентской базы, оказать помощь в регистрации частного бизнеса, на платной основе оказывать курьерские услуги по доставки резюме работодателям на несуществующие вакансии. При этом, не выплачивая зарплату работникам. Учредители под различными предлогами: недостаточный профессионализм, нарушения дисциплины и т.д. расстаются с работниками, учитывая, что работники были наняты без документального оформления, то никто и не жалуется.

Таким образом, можно сказать, что среднестатичекому обывателю найти работу просто невозможно. Мне представляется, что кроме улучшения инвестиционного климата в регионах, нужно создать возможность молодёжи карьерного роста, в настоящее время много бабушек и дедушек пенсионного и предпенсионного возраста сидят на своих должностях, что называется «насмерть», их нельзя попросить, их можно только вынести. Но, как показывает практика, никто не желает создавать конфликтов. Кроме того, необходим мониторинг необходимых услуг и товаров не только в регионе, но и в населённом пункте, для снесения соответствующих предложений в бюджеты.

Важным аспектом для нормальной жизнедеятельности простых обывателей, является жилищная проблема, которая делится на две части: первая-это приобретение жилья, а вторая содержание. Рассматривая первую проблему, можно сказать, что проблем хватает, но возможности банков предоставлять ипотечные кредиты, хоть и с медленным, но уверенным понижением процентной ставки, увеличивают возможности покупке нового и вторичного жилья. К сожалению, из-за низких заработков, такая форма приобретения квартир, продвигается не очень быстро. Необходимо отметить, что деятельность Правительства с банками достаточно эффективна.

Наиболее острой остается проблема, содержания квартир. Здесь высвечиваются трудности с постоянным удорожанием и некачественным исполнением услуг по текущему косметическому ремонту общедомовых площадей. Данные проблемы можно объяснить неэффективной организацией деятельности данных видов работ управляющими компаниями и товариществами собственников жилья. Недостаточная эффективность оказания данных услуг, на мой взгляд, можно объяснить следующим. Во-первых, нет финансовой прозрачности деятельности ТСЖ и УК расходования финансовых средств, что является условием злоупотреблений и хищений денег. В этой связи, представляется необходимым законодательно закрепить обязанность председателей ТСЖ и директоров ООО ежегодно доводить до собственников квартир сведения о том, куда и сколько было потрачено денег на содержание домов. Информация должна доводиться на общем собрании собственников квартир, и размещаться на отдельном стенде в помещении ТСЖ. Во-вторых, действующие ООО, пришедшие на смену ЖКО и УК, которые пришли на смену жилищным трестам, на мой взгляд, не очень эффективны. Не вдаваясь в подробности, исходя из анализа практики деятельности данных субъектов, могу сделать вывод о том, что произошла смена вывески, а содержание работы в значительной части, осталось прежним.

Сейчас только ленивый не обсуждает проблемы всеобщего обмана в сфере ЖКХ, средства массовой информации рассказывают о неэффективном использовании финансовых средств управляющими компаниями и товариществами собственников жилья, усматриваются сплошные злоупотребления, связанный с необоснованным завышением цен на оказываемые услуги, сплошь и рядом встречаются факты отказа представить информацию о затратах контролирующим органам.

Таким образом, напрашивается вывод о необходимости изменения оказания жилищных услуг в сфере жилищно-коммунального обслуживания. В большей степени, на мой взгляд, необходима некоторая реформа оказания услуг, касающихся управляющих компаний, как неэффективных субъектов.

На мой взгляд, необходимо упразднить в городах с районным делением городские жилищные управляющие компании, а на общества с ограниченной ответственности возложить функции организации и учета обслуживаемых на участке домов. ООО должны иметь паспорт на каждый дом. В паспорте должны быть сведения о состоянии износа, сроках проводимых капитальных и косметических ремонтах. Кроме того в паспорте должен быть график проведения работ в доме, где кроме объемов работ должны быть просчитаны затраты на ремонтные работы, которые должны доводится до жильцов каждого дома.

Анализ практики деятельности ООО показывает, что значительная часть данных субъектов испытывает трудности с кадрами. Так, испытывается дефицит дворников, столяров, кровельщиков. Вакансии слесарей–сантехников и электриков заполняются, но среди данных специалистов большая текучка. Причинами увольнения они считают низкий заработок. В связи с этим электрики, сантехники начинают работать в условиях теневого бизнеса. Данная ситуация объясняется невозможностью получения лицензии, которая очень дорого стоит. Полагаю, что порядок и цены на лицензирование таких видов деятельности, нуждаются в пересмотре.

Кроме этого, на наш взгляд, рынок оказания образовательных услуг, должен реагировать на потребности в части подготовке специальностей по обслуживанию жилищно-коммунального хозяйства. Подготовка данных специалистов должна вести на основе заказа, который должен формироваться отделами жилищно-коммунального хозяйства администрациями городов и районов.

Общества с ограниченной ответственностью, занимающие обслуживанием жилого фонда, должны на договорной основе с частными предпринимателями вести организацию оказания услуг домов, которые расположены на обслуживаемом участке. Иначе говоря, общество заключает договор обслуживания одного и нескольких домов. При заключении договора предприниматель представляет необходимые документы, представляющие право заниматься данными видами работ (например, сантехнических, ремонт или установка электроприборов и т. д. и т. п.) Такие примеры уже есть, когда сантехники, не имея лицензии, оказывают услуги в квартирах по установки труб, унитазов и т.д. Не смотря на отсутствие лицензии, они доказывают свое качество и профессионализм, показывая фотографии выполненных ими работ с указанием адресов и телефонов. После окончания работ, они оставляют свои кардинаты, для того, чтобы заказчики рекомендовали их своим знакомым. Думается, что данные изменения существенно в лучшую сторону изменят качество предоставления оказания жилищно-коммунальных услуг и увеличат количество рабочих мест.

Одним из наиболее значимых аспектов нормальной жизнедеятельности человека является здравоохранение Говоря о функционировании субъектов в данной области, не обходимо сказать, что определенных шагов в сторону улучшения в этой области сделано немало. Но, вместе с тем, необходимо отметить ряд трудностей, которые приходится испытывать людям при посещении учреждений здравоохранения. На мой взгляд, проблемы, связанные с функционированием данных органов, можно разделить на две группы. К первой группе следует отнести: недоставки, связанные со снабжением лекарственных препаратов, необходимого медицинского оборудования, и иных материалов, необходимых для соответствующего функционирования больниц и поликлиник. Кроме того, недостатком данной группы причин необходимо отнести недостаточное обеспечение специалистами, особенно сельской местности.

Рассматривая кадровую проблему медицинских учреждений, следует обратить внимание на квалификацию врачей. Ни для кого не секрет, что пациенты медицинских учреждений, особенно муниципального уровня, не имеют возможности попасть к квалифицированному специалисту общей практики. Иначе говоря, к одному терапевту очередь длинной в несколько метров, а другой доктор из соседнего кабинета гуляет по коридору. При этом существенной разницы в зарплате у них не наблюдается.

Такое распределение неравномерной нагрузки способствует невнимательному отношению перегруженного врача к пациентам, которые выражаются в неправильном заполнении диагноза в медицинской карте, ошибки в написании рецепта, что вызывает необходимость повторного обращения пациента к доктору.

Отдельно необходимо выделить вопросы, касающиеся лечения инвалидов, которые не могут обходиться без посторонней помощи. Кроме общеизвестных проблем таких как: отсутствие пандусов практических во всех жилых домах и в некоторых поликлиниках и т. д. Много проблем с прохождением обследований для установления группы инвалидности: невозможности получения анализов, потому, что лаборанты не всегда могут приехать по месту жительства инвалида из-за отсутствия транспорта. Если анализы крови и мочи можно с трудом, но сдать, а рентгеновский снимок, например, флюорографию сделать просто невозможно.

Ко второй группе следует отнести причины, связанные с недостаточной конкуренцией на рынке медицинских услуг. В настоящее время на рынке данного вида услуг присутствуют два вида субъектов: государственные медицинские учреждения и учреждения, оказывающие услуги на коммерческой основе. Мне представляется, что существующая конкуренция, не может быть признана конкуренцией в рыночном её понимании. Практика показывает, что первую половину дня врачи работают в государственных поликлиниках, а вторую половину трудятся в коммерческих. Вполне понятно, что доктор будет более внимателен к пациентам, которые в платной поликлинике. Как правило, медучреждения, работающие в условиях рынка, лучше оснащены медицинской и иной необходимой техникой.

С учетом сказанного, в части медицины, мне представляется необходимым кроме материального и кадрового обеспечения и строительства медучреждений, создание условий конкуренции. Думается, что появление на рынке медицинских услуг появление субъектов, применяющих методы восточно-тибетской медицины, создало бы возможность здоровой и свободной конкуренции в оказании данных услуг.

Рассуждая о деятельности органов исполнительной власти, конечно, можно найти ёще «косой десяток» просчетов и недоработок. Причин имеющихся недостатков достаточно много. Одни причины связаны с системными недостатками в части управления, финансирования, другие объясняются разгильдяйством и коррумпированностью чиновников всех уровней. Есть проблемы элементарного бюрократизма, как желание уйти от решения конкретных вопросов.

К сожалению, еще много вопросов, которые можно решить с помощью уже появляющиеся новых технологий, но, к сожалению, Интернет еще не дошел до населённых пунктов, так называемой, глубинки. Конечно, все это требует вложений, которые необходимо найти, хотя руководство страны заверяет, что средства есть.

С этим, в принципе можно согласиться, но меня уже несколько лет мучит один вопрос: почему должностные лица, включая министров федерального уровня, не выполняют указания даже Президента?!

Я думаю это непростая тема, поэтому Президентскую власть, мы рассмотрим отдельно, и попытаемся понять, насколько успешно данная власть обеспечивает качество жизни простого обывателя.


Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *